Материалы » Психология идеологии экстремизма как разрушительного явления » Методологические проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий

Методологические проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий
Страница 1

Необходимость повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий. Под профессиональным отбором обычно принято понимать комплекс процедур изучения и прогностической оценки пригодности человека к овладению определенной профессией, выполнению профессиональных задач и достижению необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональный отбор является важным фактором повышения эффективности системы комплектования коллективов специалистов. Специфика профессионального отбора специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, определяется следующими обстоятельствами:

1. высокими требованиями со стороны профессиональных задач к индивидно-психофизиологическим, индивидуально-типологическим и личностным особенностям человека, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья;

2. высокой ответственностью профессиональных задач, в которых результат обладает высокой социальной и материальной значимостью;

3. высокой степенью физической и эмоциональной напряженности трудовой деятельности; экстремальными условиями труда;

4. ограниченными временными сроками профессиональной подготовки и переподготовки;

5. необходимостью быстро принимать нестандартные решения и четко выполнять указания коллег.

Задача профессионального отбора состоит в выявлении психофизиологических и психологических качеств человека, позволяющих прогнозировать выполнение им профессиональных задач и проходить обучение. Профессиональный отбор специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, представляет собой комплекс стандартных и специализированных процедур психологического изучения и вероятностной оценки пригодности человека к достижению определенного уровня выполнения профессиональных задач, особенно в стрессогенных условиях.

Профессиональный отбор осуществляется как на психофизиологическом уровне (оценки психофизиологических качеств индивида, определяющих его готовность и способность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности), так и на психологическом уровне (оценки психологических способностей и возможностей их развития). Таким образом, психологический профессиональный отбор направлен на решение двух взаимосвязанных задач:

- задачи диагностики уровня развития способностей человека, определяющих профессионально важные качества;

- задачи прогнозирования развития соответствующих способностей.

Прогнозирование профессиональной пригодности, как правило, является краткосрочным и рассчитано на сравнительно небольшой период времени – от 2 до 5 лет. Долгосрочное прогнозирование, в основном, связано с определением полной или частичной профессиональной пригодности человека.

Профессиональная непригодность человека может быть квалифицирована в случаях очевидных противопоказаний к занятию определенной профессиональной деятельностью.

Организация и проведение профессионального отбора осуществляется как последовательное решение следующих задач:

1. Составление профессиограммы (исследуется операционально-технологическая и психологическая структура профессиональной деятельности).

2. Выделение необходимых для данной трудовой деятельности профессионально-важных качеств (ПВК).

Страницы: 1 2


Законы восприятия
В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Отношение между фигурой и фоном - одно из центральных понятий гештальт-психол ...

Волевая готовность к школе
Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого. Д.Б. Элькониным ...

Шкала межнациональной толерантности: опыт исследования и возможности применения
Проблема межнациональной толерантности на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых острых, что обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в современном российском обществе, продолжающимися межэтническими конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политических целей, ростом национального экстремизма. Представленны ...

Категории