Методологические проблемы профессионального отбора и психологической
подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических
мероприятийСтраница 1
Необходимость повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий. Под профессиональным отбором обычно принято понимать комплекс процедур изучения и прогностической оценки пригодности человека к овладению определенной профессией, выполнению профессиональных задач и достижению необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональный отбор является важным фактором повышения эффективности системы комплектования коллективов специалистов. Специфика профессионального отбора специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, определяется следующими обстоятельствами:
1. высокими требованиями со стороны профессиональных задач к индивидно-психофизиологическим, индивидуально-типологическим и личностным особенностям человека, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья;
2. высокой ответственностью профессиональных задач, в которых результат обладает высокой социальной и материальной значимостью;
3. высокой степенью физической и эмоциональной напряженности трудовой деятельности; экстремальными условиями труда;
4. ограниченными временными сроками профессиональной подготовки и переподготовки;
5. необходимостью быстро принимать нестандартные решения и четко выполнять указания коллег.
Задача профессионального отбора состоит в выявлении психофизиологических и психологических качеств человека, позволяющих прогнозировать выполнение им профессиональных задач и проходить обучение. Профессиональный отбор специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, представляет собой комплекс стандартных и специализированных процедур психологического изучения и вероятностной оценки пригодности человека к достижению определенного уровня выполнения профессиональных задач, особенно в стрессогенных условиях.
Профессиональный отбор осуществляется как на психофизиологическом уровне (оценки психофизиологических качеств индивида, определяющих его готовность и способность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности), так и на психологическом уровне (оценки психологических способностей и возможностей их развития). Таким образом, психологический профессиональный отбор направлен на решение двух взаимосвязанных задач:
- задачи диагностики уровня развития способностей человека, определяющих профессионально важные качества;
- задачи прогнозирования развития соответствующих способностей.
Прогнозирование профессиональной пригодности, как правило, является краткосрочным и рассчитано на сравнительно небольшой период времени – от 2 до 5 лет. Долгосрочное прогнозирование, в основном, связано с определением полной или частичной профессиональной пригодности человека.
Профессиональная непригодность человека может быть квалифицирована в случаях очевидных противопоказаний к занятию определенной профессиональной деятельностью.
Организация и проведение профессионального отбора осуществляется как последовательное решение следующих задач:
1. Составление профессиограммы (исследуется операционально-технологическая и психологическая структура профессиональной деятельности).
2. Выделение необходимых для данной трудовой деятельности профессионально-важных качеств (ПВК).
Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья Де ...
Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взгляд ...
Проблемы самосознания в отечественных теориях личности мотивов
В 60-е годы в СССР были четыре ведущих теории личности – московской деятельностной школы, представленной версиями А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович, ленинградской школы, сформулированной в работах Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, грузинской школы, восходящей к работам Д.Н. Узнадзе, и пермской школы В.С. Мерлина.
Структура самосознания в псих ...