Материалы » Психология идеологии экстремизма как разрушительного явления » Методологические проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий

Методологические проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий
Страница 1

Необходимость повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий. Под профессиональным отбором обычно принято понимать комплекс процедур изучения и прогностической оценки пригодности человека к овладению определенной профессией, выполнению профессиональных задач и достижению необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональный отбор является важным фактором повышения эффективности системы комплектования коллективов специалистов. Специфика профессионального отбора специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, определяется следующими обстоятельствами:

1. высокими требованиями со стороны профессиональных задач к индивидно-психофизиологическим, индивидуально-типологическим и личностным особенностям человека, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья;

2. высокой ответственностью профессиональных задач, в которых результат обладает высокой социальной и материальной значимостью;

3. высокой степенью физической и эмоциональной напряженности трудовой деятельности; экстремальными условиями труда;

4. ограниченными временными сроками профессиональной подготовки и переподготовки;

5. необходимостью быстро принимать нестандартные решения и четко выполнять указания коллег.

Задача профессионального отбора состоит в выявлении психофизиологических и психологических качеств человека, позволяющих прогнозировать выполнение им профессиональных задач и проходить обучение. Профессиональный отбор специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, представляет собой комплекс стандартных и специализированных процедур психологического изучения и вероятностной оценки пригодности человека к достижению определенного уровня выполнения профессиональных задач, особенно в стрессогенных условиях.

Профессиональный отбор осуществляется как на психофизиологическом уровне (оценки психофизиологических качеств индивида, определяющих его готовность и способность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности), так и на психологическом уровне (оценки психологических способностей и возможностей их развития). Таким образом, психологический профессиональный отбор направлен на решение двух взаимосвязанных задач:

- задачи диагностики уровня развития способностей человека, определяющих профессионально важные качества;

- задачи прогнозирования развития соответствующих способностей.

Прогнозирование профессиональной пригодности, как правило, является краткосрочным и рассчитано на сравнительно небольшой период времени – от 2 до 5 лет. Долгосрочное прогнозирование, в основном, связано с определением полной или частичной профессиональной пригодности человека.

Профессиональная непригодность человека может быть квалифицирована в случаях очевидных противопоказаний к занятию определенной профессиональной деятельностью.

Организация и проведение профессионального отбора осуществляется как последовательное решение следующих задач:

1. Составление профессиограммы (исследуется операционально-технологическая и психологическая структура профессиональной деятельности).

2. Выделение необходимых для данной трудовой деятельности профессионально-важных качеств (ПВК).

Страницы: 1 2


История учений о характере
Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука), предмет которой характер. Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его прояв ...

Функции лидера молодежной неформальной группы
Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций. В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы: · Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит де ...

Введение. Профессиональные цели студентов
«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим». (Автор неизвестен). Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, одина ...

Категории