Методологические проблемы профессионального отбора и психологической
подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических
мероприятийСтраница 1
Необходимость повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий. Под профессиональным отбором обычно принято понимать комплекс процедур изучения и прогностической оценки пригодности человека к овладению определенной профессией, выполнению профессиональных задач и достижению необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональный отбор является важным фактором повышения эффективности системы комплектования коллективов специалистов. Специфика профессионального отбора специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, определяется следующими обстоятельствами:
1. высокими требованиями со стороны профессиональных задач к индивидно-психофизиологическим, индивидуально-типологическим и личностным особенностям человека, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья;
2. высокой ответственностью профессиональных задач, в которых результат обладает высокой социальной и материальной значимостью;
3. высокой степенью физической и эмоциональной напряженности трудовой деятельности; экстремальными условиями труда;
4. ограниченными временными сроками профессиональной подготовки и переподготовки;
5. необходимостью быстро принимать нестандартные решения и четко выполнять указания коллег.
Задача профессионального отбора состоит в выявлении психофизиологических и психологических качеств человека, позволяющих прогнозировать выполнение им профессиональных задач и проходить обучение. Профессиональный отбор специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий, представляет собой комплекс стандартных и специализированных процедур психологического изучения и вероятностной оценки пригодности человека к достижению определенного уровня выполнения профессиональных задач, особенно в стрессогенных условиях.
Профессиональный отбор осуществляется как на психофизиологическом уровне (оценки психофизиологических качеств индивида, определяющих его готовность и способность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности), так и на психологическом уровне (оценки психологических способностей и возможностей их развития). Таким образом, психологический профессиональный отбор направлен на решение двух взаимосвязанных задач:
- задачи диагностики уровня развития способностей человека, определяющих профессионально важные качества;
- задачи прогнозирования развития соответствующих способностей.
Прогнозирование профессиональной пригодности, как правило, является краткосрочным и рассчитано на сравнительно небольшой период времени – от 2 до 5 лет. Долгосрочное прогнозирование, в основном, связано с определением полной или частичной профессиональной пригодности человека.
Профессиональная непригодность человека может быть квалифицирована в случаях очевидных противопоказаний к занятию определенной профессиональной деятельностью.
Организация и проведение профессионального отбора осуществляется как последовательное решение следующих задач:
1. Составление профессиограммы (исследуется операционально-технологическая и психологическая структура профессиональной деятельности).
2. Выделение необходимых для данной трудовой деятельности профессионально-важных качеств (ПВК).
Портрет идеальной «леди-босс»
Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет опера ...
Возрастная периодизация Эльконина Д.Б
Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпо ...
Возникновение и развитие рекламы
Предпосылки современной рекламы сопровождают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе.
Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:
• Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, м ...