Материалы » Ощущение и восприятие » Пороги чувствительности

Пороги чувствительности
Страница 1

Каждый тип ощущений дает специфическую информацию. Но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений», их адаптация и взаимодействие, контраст и синтезия.

Чувствительность – это способность

к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя называется «порогом ощущений».

Простой повседневный опыт показывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины. В этом легко убедиться. Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу досыпайте сахар и пробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Существует и верхний порог чувствительности:

это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. Так, например, за этим порогом свет уже ослепляет. Последующее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом, или «порогом различения». Благодаря этому порогу мы можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: уровень тяжести, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации, уровень освещенности и т.д. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине добавить или отнять 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а для зрительной – 1/100. Между абсолютной чувствительностью и

ее порогом – обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Величина этих порогов зависит от многих причин. Особенно влияют на повышение чувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, тренировка.

Величина различия между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называется оперативным порогом

ощущений. Оперативный порог в 10–15 раз выше дифференциального.

Исследователи также выделяют временной, пространственно-временной и латентный пороги. Временной порог

– это мера длительности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог

– размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог

– период реакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Свойства ощущений.

Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений.

Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Страницы: 1 2


Общественно – психологическая среда конфликта
Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро - и макроуровнях общественной системы. На мик ...

Роль сказки в развитии личности. Сказка и бессознательное
Влияние различных видов устного народного творчества на жизнь человека велико. Оно может проявляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. О влиянии сказок и мифов на бессознательное человека говорили такие великие психологи и философы, как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Э. Берн. [1, 15, 16, 19.] В частности, Э. Берн[1] ...

Психическое здоровье, свобода и творчество
Представитель психоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующее предположение: В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится на ...

Категории