Исследование представлений об идеальном родителеСтраница 1
Становление родительства характеризуется согласованием представлений относительно роли родителя, функций, распределении ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на "теоретическом" уровне, проявляется это в построении будущего, мечтах и планировании. С появлением ребенка согласование представлений получает "второе рождение", когда теория начинает реализовываться на практике. С увеличением опыта изменяются представления об идеальном родителе, значимость идеала родителя снижается; самооценка родителя повышается, а поведенческие установки выражают готовность к оптимальному эмоциональному контакту. Таким образом, общая картина семейного воспитания во многом детерминируется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.
Таким образом, для анализа изменений, который возникают у женщин в представлениях о родительстве после рождения ребенка, было проведено экспериментальное исследование (в 2007 г.), в котором участвовало 40 женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Из них 20 женщин имеют детей, 20 – на момент обследования детей не имели. Для проведения исследования представлений об идеальном родителе у женщин, использовались следующие методики: "Методика измерения родительских установок и реакций" (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл]), "Представления об идеальном родителе" Р.В. Овчаровой, "Самооценочные шкалы" (схема А.Ш.Тхостова и Д.А.Степанович).
По методике "Измерение родительских установок и реакций" достоверные различия по критерию Стьюдента (при первом уровне значимости) между группами наблюдаются по факторам "оберегание ребенка от трудностей" и "равенство родителей и ребенка", причем показатели достаточно высокие в обеих группах. Это говорит о том, что у женщин в равной степени присутствует как понимание того, что ребенка нужно оберегать от трудностей, так и то, что с ребенком нужно, по возможности, общаться как с равным. Тем не менее средние значения все-таки выше в группе женщин, имеющих детей, что может указывать на то, что последние в большей степени придают большую важность этим факторам при воспитании ребенка. Достоверные различия в представлениях о воспитании так же проявляются и по таким факторам, как "зависимость ребенка от матери" (у женщин без детей показатель ниже, при первом уровне значимости), "предоставление ребенку возможности высказаться" (у бездетных показатель выше), "навязчивость родителей" (у бездетных показатель ниже) и "ускорение развития ребенка" (у бездетных показатель выше). Все это говорит о том, что женщины, не имеющие детей более склонны идеализировать процесс воспитания в силу отсутствия реального опыта.
Проанализировав методику "Представления об идеальном родителе" можно сделать вывод о том, что различия в представлениях у женщин имеющих детей и у женщин, не имеющих детей, незначительны. И в той и в другой группе женщины приписывают "идеальному родителю" такие черты как: ответственность, достаточно высокие знания по воспитанию детей, практически все дают высокие оценки тому, что родитель должен быть готовым к родительству, должен быть морально сильным и во всем поддерживать ребенка. При этом все-таки, показатели по представлениям об "идеальном родителе" у женщин, не имеющих детей, немного выше по многим показателям. Это может говорить о большем идеализировании родительства в целом, женщинами у которых детей нет, и может объясняться, в большей степени, отсутствием личного опыта.
По методике "Самооценочные шкалы" в группе женщин, имеющих детей, различия в представлениях "себя как родителя" в сравнении с представлениями об "идеальном родителе" значительней, чем в группе женщин, которые не имеют детей, что может свидетельствовать о том, что женщины, не имеющие детей больше склонны сопоставлять себя с образом идеального родителя, представлять себя родителями приближенными к идеалу. У женщин, имеющих детей, наибольшие расхождения в представлениях получились по таким качествам, как: желание быть образцом для ребенка, терпеливость, знание, как надо воспитывать ребенка и последовательность. Это значит, что, анализируя эти качества, женщины приписывали себе достаточно низкие оценки. А самые незначительные отличия получились по таким качествам, как: желание сделать ребенка счастливым, ответственность, доверие к ребенку, аккуратность, понимание ребенка. По результатам в группе женщин, не имеющих детей, можно сказать, что наибольшие различия между средними оценками получились по качествам: желание быть образцом для ребенка, контроль за действиями ребенка, аккуратность, строгость, знание, как надо воспитывать. Разница по всем остальным качествам меньше 5%, то есть это говорит о том, что у женщин, не имеющих детей, представления о себе, как родителе, и представления об "идеальном родителе" почти не различаются.
Развитие конфликта и его завершение
Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.
Кроме такого поступательного развития конфликта существ ...
Понятие «восприятия»
Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душ ...
Анализ и интерпретация полученных результатов
В исследовании изучались следующие показатели:
1. КС – коммуникативные склонности
2. ОС – организаторские склонности
3. НС – направленность на себя
4. НО – направленность на общение
5. НД – направленность на дело
Полученные средние значения по показателям приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Таблица средних значений
№
...