Концепция исследования
После анализа и оценки исходных педагогических фактов целесообразно четко выделить и зафиксировать основные положения (постулаты, аксиомы) теоретической концепции
(исходной концептуальной платформы) данного исследования. В качестве таковых берутся уже хорошо проверенные положения, которые в данном исследовании не проверяются (хотя, разумеется, могут быть уточнены и конкретизированы).
Например, если речь идет о создании «школы здоровья» или реабилитационного детского центра, в качестве исходных могут быть приняты положения о здоровье как высшей человеческой ценности.
Теперь нужно исходный факт многократно «пропустить» через «сито» основных положений, стремясь мысленно преобразовать его в иное (желаемое, потребное) состояние. При этом осуществляется поиск условий, механизмов, средств и способов деятельности для перевода исходного факта в искомый, желаемый. Тут может родиться идея преобразования. Ну а если она так и не родилась? Тогда приходится прибегать к заимствованию уже выдвинутых кем-то идей, к идеи, которую нужно сделать родной, освоить, по мере сил модифицировать, конкретизировать в соответствии с условиями и возможностями.
В теории и методике воспитания новые гипотезы вычленяются труднее. Скорее можно вести речь о возрождении на новой основе ряда старых идей и гипотез. Таковы принципиально важные идеи о коллективе как воспитательной системе (Л. И. Новикова, В. М. Коротов, В. А. Караковский и др.), о коллективной творческой деятельности как средстве воспитания личности (И. П. Иванов и др.), о воспитании как широком социальном процессе, требующем единства школы и среды (Л. И. Новикова, В. Г. Бочарова, В. Д. Семенов и др.).
В прикладных исследованиях чаще всего идея рождается вместе с замыслом Причем замысел проявляется наиболее открыто, идея же часто остается скрытой, не осознается порой даже самим автором. Так как практик часто мыслит конкретно, его идеи сразу становяться методическими инструментами и формами реализаций.
Следует сказать и еще об одном аспекте предвидения - о предвидении возможных негативных последствий внедрения нововведений. Их относят к так называемым побочным результатам опытной или экспериментальной работы.
Любой поиск, любой эксперимент так или иначе включает определенные факторы риска
. Не очень эффективная, но работающая система изменяется и трансформируется, и утверждается нечто новое. Нужно стремиться к минимизации риска, исключить наиболее опасные варианты. Затем, в процессе нововведений, нужно постараться выявить возможные осложнения, потери, конфликты, чтобы предусмотреть меры их профилактики и компенсации. Например, переход в обычной школе на гимназические программы образования может породить и социальную напряженность в отношениях с родителями, и опасную конфронтацию среди учащихся, и чувство неполноценности у части школьников, и перегрузку гимназистов, и ряд других опасных явлений. И если не предусмотреть меры профилактики, можно нанести ущерб детям и загубить хорошее начинание.
Усиленная социальная опека и защита могут снизить инициативу, ответственность, самостоятельность, породить иждивенчество. Это ярко проявилось, В частности, в школах-интернатах для детей коренных народов Севера.
Надо также предвидеть, что нередко нововведения встречают явное или скрытое сопротивление у определенной части педагогов.
Подростковые
группировки
Криминологический аспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом внимания является человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминальное поведение.
Отмечают ряд особенностей личности подростков, ...
Метод шульца. Теоретические основы аутогенной тренировки
До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся большой популярностью клинике гипноза. Он практиковал лечение различных невротических расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги.
Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сегодня под названием психосоматической медицины. Уже ...
Интеллект в сфере убеждения
Реклама представляет собой презентацию товаров и услуг с целью побудить аудиторию к их приобретению. В презентации могут использоваться рациональные или эмоциональные доводы. Рациональные доводы – это преимущества данного товара перед другими товарами, подкрепленные примерами, результатами исследований, статистикой и т.д. Как правило, т ...