Введение

Движение — необыкновенно сложное образование. Для построения нужного движения в конкретной обстановке необходимо: а) постичь сложнейшую физику пространственной ситуации; б) согласовать ее с телесной биомеханикой; в) включить в ткань живого движения познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты; г) построить в уме живое движение так, чтобы добиться ожидаемого, запланированного результата; д) решить двигательную задачу с максимальным эффектом.

Выполняя движения, человек отражает их в своем сознании, "видит" их биодинамическую ткань, запоминает, а затем преобразует ее, в содержание образа. Спортсмен в движениях может и не увидеть этой биодинамической ткани — все зависит от направленности его внимания. Спортсмен может по-разному мыслить при выполнении одного и того же движения — в зависимости от того, каким мышлением он пользуется: действенным, образным или символическим. Каждое из этих видов мышления может иметь различное содержание.

В каждом из нас живет множество образов, которые достаточно четко исполняют свои функции — регулируют движения. Они переживаются нами как чувство мышечных сокращений, восприятие предмета, чувство снаряда и т. п. Утрата специализированного восприятия равносильна деквалификации — тотчас снижается результат, неминуемы поражения даже в поединках с менее сильными соперниками.

В движении участвует сложнейший опорно-двигательный аппарат с 600 относительно самостоятельными двигателями — мышцами, 105 степеней свободы взаимного смещения звеньев тела относительно друг друга и почти неисчерпаемый банк возможных форм траекторий движений. Можно организовать синхронную работу всех мышц и около 200 костей и вести ее по нужным траекториям. Кроме того, необходимо контролировать движение, чтобы оно не сбилось с требуемого направления.

Каждая мышца сигнализирует сознанию о том, что она делает, в каком она состоянии, каков порядок работы двигателей — мышц. И во всем этом калейдоскопе каждую секунду меняющейся информации "темного мышечного чувства" человеку предстоит на пути к мастерству выделить то, что составляет гармонию, соразмерность и пропорциональность.

Пока начинающий спортсмен выполнял действие и слушал себя, ему не нужны были понятия, слова, смысл того, что отражалось в его сознании. Он, например, бежал и наслаждался мелодией своих движений. Но когда он начнет тренироваться, когда ему потребуется разобраться в самом себе, он обязательно станет в мысли раскладывать целое на составляющие — выяснять, чему соответствуют его отдельные ощущения, о чем они сигнализируют. И чтобы запомнить эти ощущения, каждое из них придется назвать, дать ему имя и точно определить, чему они принадлежат, то есть создать своеобразный атлас свойств движений.

Их всего семь. Семь процессов, которые нужно научиться регулировать, чтобы успешно решать двигательные задачи. Четыре вида сил — гравитации, инерции, реактивные и активные мышечные силы, которые в совокупности образуют динамику движений. Мера преодоления сил гравитации эквивалентна спортивному достижению. Два вида пространства — пространство движений в "схеме тела" и пространство действия, в котором живут силы. Время движения отражается в сознании спортсмена в виде временных ритмов, объединяющих их в целостность.

Каждое из семи названных свойств спортсмен должен найти в своих движениях, исследовать, чтобы, овладев им стать его хозяином. И все это первоначально осуществляется, создается в виде мысленных построек движений. Опробуется постройка практическим действием. И если она не совсем удачна, то разрушается и создается новая.

Основные физические качества спортсмена – быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость и ловкость (координация).


Характеристика эмоциональной сферы детей.
Рисуночный тест "Дом. Дерево. Человек" Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек". Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста "Дом. Дерево. Человек". Он позволяет выявить степень выражен ...

Мозг и сознание
Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание — функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу». Конкретизируя такое определение, Д.И. Дубровский подчеркивае ...

Структура и свойства характера
Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся в таки ...

Категории