Введение

Движение — необыкновенно сложное образование. Для построения нужного движения в конкретной обстановке необходимо: а) постичь сложнейшую физику пространственной ситуации; б) согласовать ее с телесной биомеханикой; в) включить в ткань живого движения познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты; г) построить в уме живое движение так, чтобы добиться ожидаемого, запланированного результата; д) решить двигательную задачу с максимальным эффектом.

Выполняя движения, человек отражает их в своем сознании, "видит" их биодинамическую ткань, запоминает, а затем преобразует ее, в содержание образа. Спортсмен в движениях может и не увидеть этой биодинамической ткани — все зависит от направленности его внимания. Спортсмен может по-разному мыслить при выполнении одного и того же движения — в зависимости от того, каким мышлением он пользуется: действенным, образным или символическим. Каждое из этих видов мышления может иметь различное содержание.

В каждом из нас живет множество образов, которые достаточно четко исполняют свои функции — регулируют движения. Они переживаются нами как чувство мышечных сокращений, восприятие предмета, чувство снаряда и т. п. Утрата специализированного восприятия равносильна деквалификации — тотчас снижается результат, неминуемы поражения даже в поединках с менее сильными соперниками.

В движении участвует сложнейший опорно-двигательный аппарат с 600 относительно самостоятельными двигателями — мышцами, 105 степеней свободы взаимного смещения звеньев тела относительно друг друга и почти неисчерпаемый банк возможных форм траекторий движений. Можно организовать синхронную работу всех мышц и около 200 костей и вести ее по нужным траекториям. Кроме того, необходимо контролировать движение, чтобы оно не сбилось с требуемого направления.

Каждая мышца сигнализирует сознанию о том, что она делает, в каком она состоянии, каков порядок работы двигателей — мышц. И во всем этом калейдоскопе каждую секунду меняющейся информации "темного мышечного чувства" человеку предстоит на пути к мастерству выделить то, что составляет гармонию, соразмерность и пропорциональность.

Пока начинающий спортсмен выполнял действие и слушал себя, ему не нужны были понятия, слова, смысл того, что отражалось в его сознании. Он, например, бежал и наслаждался мелодией своих движений. Но когда он начнет тренироваться, когда ему потребуется разобраться в самом себе, он обязательно станет в мысли раскладывать целое на составляющие — выяснять, чему соответствуют его отдельные ощущения, о чем они сигнализируют. И чтобы запомнить эти ощущения, каждое из них придется назвать, дать ему имя и точно определить, чему они принадлежат, то есть создать своеобразный атлас свойств движений.

Их всего семь. Семь процессов, которые нужно научиться регулировать, чтобы успешно решать двигательные задачи. Четыре вида сил — гравитации, инерции, реактивные и активные мышечные силы, которые в совокупности образуют динамику движений. Мера преодоления сил гравитации эквивалентна спортивному достижению. Два вида пространства — пространство движений в "схеме тела" и пространство действия, в котором живут силы. Время движения отражается в сознании спортсмена в виде временных ритмов, объединяющих их в целостность.

Каждое из семи названных свойств спортсмен должен найти в своих движениях, исследовать, чтобы, овладев им стать его хозяином. И все это первоначально осуществляется, создается в виде мысленных построек движений. Опробуется постройка практическим действием. И если она не совсем удачна, то разрушается и создается новая.

Основные физические качества спортсмена – быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость и ловкость (координация).


Жизненные задачи
Три основные жизненные задачи, с которыми сталкивается каждый индивидуум, - работа, дружба и любовь. Они определены фундаментальными условиями человеческого существования. Эти три основные связи определены тем фактором, что мы живем в определенном месте вселенной и должны развиваться в тех пределах и возможностях, которые окружающее нам ...

Исследование специфики сенсорного действия при решении задачи различения
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традиция сугубо количественного анализа результатов сенсорных измерений в зависимости от факторов, заданных ...

Развитие мышления в раннем возрасте
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы ...

Категории