Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка
Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей.
Исследование было проведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательная школа №2».
Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.
Дата проведения: 25.05. 2009.
С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время было проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Описание использованной методики:
Система ценностей ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает 2 класса ценностей:
1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
С целью выявления взаимозависимости субличностей подростка и актуальной для него системы ценностей, описанная выше методика была видоизменена. Так, респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности (блок терминальных ценностей) актуальны для следующих персонажей: «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». Ценности, предложенные для выбора подросткам:
1. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
2. наличие хороших и верных друзей;
3. материально обеспеченная жизнь
4. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
5. развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);
6. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
7. познание (возможность расширения своего образования)
8. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
9. счастливая семейная жизнь;
10. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
11. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
12. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
13. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
14. интересная работа;
15. творчество (возможность творческой деятельности);
16. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
17. здоровье (физическое и психическое);
18. красота природы
Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.
Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее.
Изучение особенностей хронического соматического заболевания
Мы рассматриваем ситуацию ХСЗ как потенциально критическую, т.е. как ситуацию невозможности (Ф.Е.Василюк) реализации жизненных задач – удовлетворения потребностей, достижения целей, реализации отношений и пр., в которой с высокой степенью вероятности возможно нарушение личностной идентичности (Э.Эриксон, Дж.Марсиа и др.) и развитие криз ...
Школа Гештальт в
психологии.
Представители:
Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)
Предмет изучения.
Учение о целостности психических явлений.
Основные теоретические положения.
Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельшт ...
Жестокость - психологический феномен и порок
Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию.
Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Но, несмотря на это, существует цел ...