Материалы » Особенности Я-образа у подростков » Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка

Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей.

Исследование было проведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательная школа №2».

Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Из них 7 девушек и 8 парней.

Дата проведения: 25.05. 2009.

С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время было проведено исследование с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Описание использованной методики:

Система ценностей ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

С целью выявления взаимозависимости субличностей подростка и актуальной для него системы ценностей, описанная выше методика была видоизменена. Так, респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности (блок терминальных ценностей) актуальны для следующих персонажей: «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». Ценности, предложенные для выбора подросткам:

1. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

2. наличие хороших и верных друзей;

3. материально обеспеченная жизнь

4. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

5. развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);

6. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

7. познание (возможность расширения своего образования)

8. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

9. счастливая семейная жизнь;

10. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

11. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

12. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

13. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

14. интересная работа;

15. творчество (возможность творческой деятельности);

16. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

17. здоровье (физическое и психическое);

18. красота природы

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее.


Профессиональный психологический отбор
Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного: вида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или выполнение реальной деятельности. Профессиональный отбор — это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, ...

Как проводить групповую дискуссию
Искусство дискуссии - это трудное ремесло, тьютор, однако, должен не только сам уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное, что необходимо помнить - дискуссия не просто последовательность монологов. Это один полилог, отдельные фрагменты которого связаны аргументацией его участников. Выше мы у ...

Роль деятельности в жизни человека
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. ...

Категории