Материалы » Психология дошкольника » Социальная ситуация развития личности в дошкольный период

Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
Страница 1

По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его межличностные взаимодействия с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения.

В исследованиях Лисиной М.И. подчеркивается опережающая инициатива взрослого в изменении коммуникативной деятельности детей. Живой процесс общения является тем контекстом, в котором возникает, складывается и развивается социальное поведение ребенка.

Общение со взрослым в дошкольном возрасте дифференцируется и приобретает новые формы и содержание, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного круга, устанавливая новые отношения с более широким миром не только взрослых людей, но и сверстников. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться по поводу как непосредственно воспринимаемых предметов, так и представляемых, мыслимых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Впервые содержание общения выходит за пределы воспринимаемой ситуации, т.е. становится внеситуативным.

М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Детей этого возраста называют «почемучками» в силу обостренной потребности ребенка к познанию и расширению круга его интересов. Ребенок задает разнообразные вопросы, которые охватывают все области знаний о мире, природе и обществе. Взрослый выступает перед ребенком как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой становится мир людей (дети предпочитают говорить о себе, о своих родителях, друзьях, о правилах поведения, радостях и обидах).

Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в сознании дошкольника появляется идеальный взрослый, который воплощает в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый — папа, доктор, продавец и т.д. и который становится мотивом действий ребенка. Дошкольник хочет быть таким, как этот идеальный взрослый, но реально включиться во взрослую жизнь он не может в силу своих ограниченных возможностей.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие является сюжетно-ролевая игра, где ребенок вступает во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике. Благодаря сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм общественных отношений и формирование механизмов личностного поведения.

Кроме общения со взрослым в дошкольном возрасте возникает и развивается общение со сверстниками, которое имеет свои отличительные особенности:

1) разнообразие коммуникативных действий;

2) чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность;

3) нестандартность и нерегламентированность;

4) преобладание инициативных действий над ответными.

Эти особенности, отражающие специфику общения ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, позволяют выделить формы общения дошкольников со сверстниками, где прослеживается существенное усложнение общения на разных ступенях развития детей в период дошкольного детства.

Первая форма общения детей со сверстниками — эмоционально-практическая (2—4-й годы жизни), для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах.

Вторая форма общения сверстников — ситуативно-деловая (4—6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество, которое предполагает занятие общим делом, умение согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Также немаловажным является потребность в признании и уважении сверстника.

Страницы: 1 2


Теоретические основы применения аутогенной тренировки. Понятие и сущность аутогенной тренировки
Явления, лежащие в основе аутогенных тренировок, были хорошо известны в медицине гораздо раньше разработки самого метода. Это складывалось из опыта медицинской гипнологии, накопившей большой экспериментальный материал, дающий возможность направленно управлять физиологическими и психическими функциями человека путем внушения в гипнозе, п ...

Манипулятивные технологии в переговорном процессе
Часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий. Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение ко ...

Связь потребности и установки
Потребность определяется Д.Н.Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне его. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну из основных особенност ...

Категории