Материалы » Психология дошкольника » Социальная ситуация развития личности в дошкольный период

Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
Страница 1

По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его межличностные взаимодействия с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения.

В исследованиях Лисиной М.И. подчеркивается опережающая инициатива взрослого в изменении коммуникативной деятельности детей. Живой процесс общения является тем контекстом, в котором возникает, складывается и развивается социальное поведение ребенка.

Общение со взрослым в дошкольном возрасте дифференцируется и приобретает новые формы и содержание, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного круга, устанавливая новые отношения с более широким миром не только взрослых людей, но и сверстников. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться по поводу как непосредственно воспринимаемых предметов, так и представляемых, мыслимых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Впервые содержание общения выходит за пределы воспринимаемой ситуации, т.е. становится внеситуативным.

М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Детей этого возраста называют «почемучками» в силу обостренной потребности ребенка к познанию и расширению круга его интересов. Ребенок задает разнообразные вопросы, которые охватывают все области знаний о мире, природе и обществе. Взрослый выступает перед ребенком как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой становится мир людей (дети предпочитают говорить о себе, о своих родителях, друзьях, о правилах поведения, радостях и обидах).

Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в сознании дошкольника появляется идеальный взрослый, который воплощает в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый — папа, доктор, продавец и т.д. и который становится мотивом действий ребенка. Дошкольник хочет быть таким, как этот идеальный взрослый, но реально включиться во взрослую жизнь он не может в силу своих ограниченных возможностей.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие является сюжетно-ролевая игра, где ребенок вступает во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике. Благодаря сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм общественных отношений и формирование механизмов личностного поведения.

Кроме общения со взрослым в дошкольном возрасте возникает и развивается общение со сверстниками, которое имеет свои отличительные особенности:

1) разнообразие коммуникативных действий;

2) чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность;

3) нестандартность и нерегламентированность;

4) преобладание инициативных действий над ответными.

Эти особенности, отражающие специфику общения ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, позволяют выделить формы общения дошкольников со сверстниками, где прослеживается существенное усложнение общения на разных ступенях развития детей в период дошкольного детства.

Первая форма общения детей со сверстниками — эмоционально-практическая (2—4-й годы жизни), для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах.

Вторая форма общения сверстников — ситуативно-деловая (4—6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество, которое предполагает занятие общим делом, умение согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Также немаловажным является потребность в признании и уважении сверстника.

Страницы: 1 2


Рефлексия и ее роль в жизни человека.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся практически всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый, но интерпретируют его по-разному. То, что учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности, бесспорно. Представляется ...

Факторы, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке
Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. Показателен в этом плане эксперимент, который провел П. Уилсон (Wilson, 1968) в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый чел ...

История учений о характере
Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука), предмет которой характер. Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его прояв ...

Категории