Материалы » Процесс восприятия » Восприятие человека

Восприятие человека
Страница 1

Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, например, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, форми­рование рабочих групп и т. п.

Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия - это первое впечатление о человеке. Обычно оно бази­руется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего. Например, если воспринимающий любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладаю­щего такими же качествами, обычно бывает завышено в положи­тельную сторону. Первое впечатление оказывает сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека. Однако, тем не менее, оно не является на сто процентов определяющим. На вто­рой стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обя­занностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при, различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.

Восприятие человека складывается под влиянием трех

составляющих:

• воспринимаемый человек,

• воспринимающий человек,

•ситуация, в которой происходит восприятие.

От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ве­дет себя в общении, каковы его "анкетные" данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может показаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения спра­ведливого взгляда на каждого человека. Однако это реальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями, которую нужно при­знавать и с которой нужно считаться, как бы нам ни хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.

Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека, которые влияют на его восприятие окружающими:

· физические и соответствующие им характеристики;

· социальные характеристики;

· "анкетные" характеристики.

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физических характеристик

относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут несоответствовать реальности, создавать неверный образ вос­принимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может при­водить к еще более существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально про­тивоположный смысл.

Социальными характеристиками

человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к опреде­ленным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зави­симости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с вне­шним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда эти выводы оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. В связи с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.

Страницы: 1 2


Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...

Приложение 2
Ориентировочная анкета Ф.И.О. Должность ИНСТРУКЦИЯ: Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите в кружок. ...

Эрих Фромм
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксального фрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фром ...

Категории