Материалы » Социальный интеллект и воспитание подростков » Социальный интеллект подростков

Социальный интеллект подростков
Страница 1

Концепция эмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений об эмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой люди составляют суждения об окружающем мире.

Понятие «эмоциональный интеллект» включил в структуру социального интеллекта Д. Гоулман и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей.

Проведя теоретический анализ, можно увидеть частичное отождествление понятий эмоциональный и социальный интеллект, что связано с выделением в структуре эмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной направленности: социальные навыки, осознание социальных взаимодействий (Д.Гоулман), способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций в межличностном контексте (Дж.Майер, П. Салоуэй, Д.Карузо). Вместе с тем, выделенные способности также соответствуют традиционному пониманию социального интеллекта как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия (Э.Торндайк, Г.Олпорт).

Нам показалось интересным выявить характер взаимосвязи между эмоциональным и социальным интеллектом и определить выраженность эмоционального интеллекта у представителей разных профессий типа «человек-человек». Изучение ЭмИн проводилось в рамках исследовательского подхода Д.В.Люсина, который рассматривает внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) и межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), и считает, что ЭмИн формируется в ходе всей жизни человека. Для этого мы использовали следующие методики: методика оценки эмоционального интеллекта Н.Холла; опросник «ЭмИн» Д.В.Люсина; 4 субтест теста Гилфорда «Социальный интеллект» - «Истории с дополнением»; СPI – Калифорнийский личностный опросник – 4 шкалы (общительность, социальное присутствие, самоприятие, самоконтроль). В проведенном нами исследовании принимали участие 242 испытуемых - государственные служащие, психологи и менеджеры, а также студенты, обучающиеся по названным специальностям.

На основании анализа полученных результатов мы выявили, что уровень развития ЭмИн определяется развитием социального интеллекта, при этом последний влияет на МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект) и его компоненты (понимание и управление чужими эмоциями, управление эмоциями), но не определяет уровень развития ВЭИ (внутриличностного эмоционального интеллекта). Данная закономерность, выявленная в проведенном нами исследовании, подтверждает нашу гипотезу о том, что межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект являются составляющими эмоционального и, в свою очередь, социального интеллекта, влияя на их развитие специфическим образом. При равных показателях межличностного или внутриличностного эмоционального интеллекта, удельный вес их составляющих может достаточно сильно различаться, что необходимо учитывать во время оценки персонала, при разработке тренинговых программ, в индивидуальном консультировании.

Изучив соотношение социального и эмоционального интеллекта, можно сделать вывод о том, что категорией, объединяющей эмоциональный и социальный интеллект, является общение, в процессе осуществления которого происходит распознавание и интерпретация эмоциональных состояний других людей. Что касается социального интеллекта, то он направлен на сферу межличностного общения в целом, в то время как ЭмИн направлен исключительно на сферу эмоционального общения.

Также нами были выявлены следующие закономерности:

- у мужчин, более выражены способности контролировать внешние проявления своих эмоций, по сравнению с женщинами;

Страницы: 1 2


Возрастная периодизация Эльконина Д.Б
Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпо ...

Признаки негативной аффективности
Болезненное бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное чувство утраты эмоций, невозможности воспринимать природу, испытывать любовь, ненависть, сострадание, гнев. Депрессивная девитализация — чувство ослабления или исчезновения влечения к жизни, инстинкта самосохранения, соматочувственных влечений (сна, аппетита, либид ...

Астено-невротический тип
У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ...

Категории