Материалы » Причины подростковой преступности » Подростковые группировки

Подростковые группировки
Страница 1

Криминологический аспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом внимания является человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминальное поведение.

Отмечают ряд особенностей личности подростков, которые обусловлены психологическими факторами переходного возраста. Ряд специалистов предлагает оказание медицинской помощи подросткам, проявляющим агрессию, чтобы исключить перерастания агрессивного поведения в антисоциальное, в том числе преступное.

Шипунова Т.В. считает, что преступность в обществе обусловлена противоречием, связанным с отношением «господство – подчинение». Это означает, что большое число преступлений объясняются неосознанной или опосредованной попыткой бунта индивидов против неравного распределения материальных благ и жизненных шансов или попыткой уничтожения такого «несправедливого» распределения.[1]

Рассмотрение процесса воспроизводства преступности предполагает системный анализ общества в целом, поскольку общество заключает в себе источники всех имеющих совершиться преступлений, потому что в нем заключаются условия, способствующие их развитию. Общество создает возможность совершения преступления. Преступник реализует эту возможность, он есть только орудие, проявление свойств и характеристик общества. Количество и качество преступлений (их виды) заданы организацией общества, преступность – необходимое следствие его организации.

Такой процессный подход предлагает Шипунова Т.В. в своей работе. Однако она говорит и о других подходах, например, В рамках системного и структурно-функционального анализа преступности исследователи определяют феномен преступности в качестве системы, состоящей из отдельных функциональных элементов.

При рассмотрении статистического показано, что совокупность преступлений не может быть системной, поскольку часть преступлений не связаны между собой.

В структурно-функциональном

подходе исследователи опираются на представление о том, что наличие, постоянное сохранение в обществе преступности выполняет определенную социальную функцию, служит формой либо регулятивной, либо адаптационной (приспособительной) реакции на общественные процессы, явления, институты и т.д.

Работа Ханипова Р.А. о деликвентности и современных подростковых сообщества основана на социологическом исследовании, включающем массовые опросы и глубинные интервью. Объект изучения в его работе – группировки молодежи делинквентной направленности. Первые глубинные интервью с подростками проводились осенью 2001 г. (ответы также используются в данной работе). Массовый опрос школьников (100 человек из одной школы) впервые проводился нами в городе Лениногорске весной 2003 г. Результаты этого исследования опубликованы. Весной 2006 г. мы провели масштабный опрос: 599 школьников из 5 школ (всего школ -13) города Лениногорска, было проведено также 19 глубинных интервью со школьниками. По сравнению с 2003 г. опрос 2006 г. по процедуре исследования был более «чистым», тем самым удалось получить максимально правдивые ответы.[2] Именно этот город был выбран из за высокого уровня преступности. Опрашивались все учащиеся 7, 8, 9 классов, 313 девочек и 286 мальчиков 12 – 17 лет. Возрастная когорта распределилась следующим образом: подростки 16 лет – 2%, 15 – 25%, 14 – 51%, 13 – 21%, 12 лет – 1%. Выводы автора в работе представлены таким образом:

· 18% мальчиков отметили, что они подвергались угрозам, вымогательству денег, избиениям со стороны сверстников,

· 2% ответили, что подобное физическое насилие им приходится испытывать часто.

· Однако всего 3% девочек подвергались угрозам и вымогательству денег (1% из них – часто).

Ханипов Р.А. считает что это можно объяснить своеобразным «гендерным режимом», когда насильственные практики со стороны мальчиков не применяются по отношению к девочкам.

На существование в городе группировок, шаек

указало 80% мальчиков и 74% девочек; 35% мальчиков и 23% девочек признались, что входят в групповое объединение. Но что мотивирует подростков организовывать группировки? Автор пишет в своей статье, что больше половины девушек состоит в групповых объединениях, потому что им нравится проводить там время, тогда как большинство мальчиков состоит в группировках с целью обезопасить себя. Можно сделать вывод, что мальчики подвергаются большему количеству насильственных атак со стороны сверстников, чем девочки. Одной из мотиваций так же, считает автор, это возможность требование денег с помощью группового насилия.

Страницы: 1 2


Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода
Система образования в России представляет ту область жизни, где женское движение одержало полную победу, вытеснив из школы мужчин. Практически в любом ОУ основного или среднего общего образования мужчины составляют 8–10%. Возраст мужчин в системе образования позволяет говорить скорее о зрелом и пожилом их составе. Молодые люди после вуз ...

Неэкспериментальные методы
Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п. Традиционно выделяют два ...

Быть или не быть руководителем?
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день от 8 утра до 8 в ...

Категории