Личность подростка
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в развитии личности ( оно становится управляемым). Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей; создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей.
Главная новая черта – это более высокий уровень самосознания. Появляется дифференцированное отношение к разным учителям. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и мет ...
Понятие лидерства и теории лидерства
Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: ...
Ситуационный подход
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами усп ...
