Личность подростка

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изме­нениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются фи­зиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интел­лекта и способностей.

Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты ха­рактера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в разви­тии личности ( оно становится управляемым). Желательный образ «Я» у подро­стков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Появля­ются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей; создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей.

Главная новая черта – это более высокий уровень самосознания. Появ­ляется дифференцированное отношение к разным учителям. Эталоны межлично­стного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдель­ных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, ра­венство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осо­бенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание счи­таться с мнениями товарищей. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором друже­ского сближения подростков. Появляется потребность в близком друге, возни­кают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаим­ная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, оп­ределяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового воз­раста.


Типы операциональной установки.
1. Ситуационно-действенные установки. Они отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. (Феномен иллюзии величины - отражение связи определенной руки с признаком величины шара). 2. Предметные установки. Отражают более устойчивые и независимые от преходящих особенностей д ...

Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может быть открытой, общественной, как например, ...

Что такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. «connflictus» - столкновение) - столкновение противоположено-направленных целей, интересов, позиций, мнений. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем ...

Категории