Особенности забывания и хранение информации

Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от прочности временных нервных связей в коре головного мозга. Забывание является таким же важным, как и хранение, поскольку препятствует перегрузке памяти лишней информацией.

У детей с умственной отсталостью забывание преобладает над хранением. Причиной этого является свойственная им слабость нервных связей. Значительная часть усвоенного, если его не повторять многократно, не использовать постоянно в практике, быстро стирается. Например, деть, которые научились читать, после каникул не могут вспомнить отдельные буквы; хорошо усвоенные навыки устного счета после длительного перерыва в использовании придется возобновлять.

Забывание следует отличать от забывчивости. Забывание происходит через недостаточно качественное или несознательное, неосмысленное заучивание. Забывчивость возникает на фоне истощения нервной системы и нарастания переутомления, потому ребенку трудно актуализировать информацию, которая хранится в памяти. Забывчивость особенно часто имеет место у детей с ослабленной уязвимой нервной системой. Чтобы предотвратить забыванию, нужно повторить материал; чтобы устранить забывчивость, необходимо снять переутомление, создать условия для отдыха.

В процессе хранения информация может быть неправильно связана с предыдущим опытом, а также подлежать искажению. Ученикам вспомогательной школы предлагали ознакомиться с изображением двух рыб - щуки и окуня, которое сопровождалось рассказом об образе их жизни, разницу в их строении. После этого необходимо было изобразить изображение обеих рыб, а спустя некоторое время - нарисовать их по памяти. Сравнения рисунков, которые были сделаны из образца и по памяти, показали, что разница между изображениями щуки и окуня постепенно исчезала.

Это значит, что специфические признаки, за которыми отличается один объект от другого, со временем этими детьми забываются, обиды разных предметов уподобляются.

Еще одной особенностью процесса хранения у учеников с умственной отсталостью является отсутствие установки на срок сохранения. У детей с нормальным психофизическим развитием длительность удерживания в памяти определенной информации зависит от осознания того, через какое время ее нужно будет использовать. Это проверяется путем такого экспериментального исследования. Детям предлагают выучить два одинаковых по объему и сложности стихи. На изучение каждого стиха выделяется одинаковое время.

Исследуемым сообщают, что знания первого стиха у них будут проверять на следующий день, а второго - через неделю. Проверка прочности усвоения обоих стихов через неделю у детей с нормальным психофизическим развитием показала, что качество сохранения у памяти второго стиха является значительно выше, чем первого. Деть с недоразвитым интеллектом одинаково плохо воссоздавали и первый, и второй стихи. То есть качество сохранения информации у них не зависит от ее значимости.

Перечисленные особенности процесса хранения - забывания у учеников вспомогательной школы доводят необходимость организации для них в процессе учебы постоянного повторения.

Следовательно, у детей с умственной отсталостью независимо от возраста производительность непроизвольного и произвольного запоминания находится на одинаково низком уровне. Вместе с тем, коррекции легче поддается само произвольное запоминание.


Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения : вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание. Способы общения : наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или (и) опека. Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...

Интеллект в сфере убеждения
Реклама представляет собой презентацию товаров и услуг с целью побудить аудиторию к их приобретению. В презентации могут использоваться рациональные или эмоциональные доводы. Рациональные доводы – это преимущества данного товара перед другими товарами, подкрепленные примерами, результатами исследований, статистикой и т.д. Как правило, т ...

Стресс в профессиональной деятельности учителя
Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоотве ...

Категории