Особенности забывания и хранение информации

Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от прочности временных нервных связей в коре головного мозга. Забывание является таким же важным, как и хранение, поскольку препятствует перегрузке памяти лишней информацией.

У детей с умственной отсталостью забывание преобладает над хранением. Причиной этого является свойственная им слабость нервных связей. Значительная часть усвоенного, если его не повторять многократно, не использовать постоянно в практике, быстро стирается. Например, деть, которые научились читать, после каникул не могут вспомнить отдельные буквы; хорошо усвоенные навыки устного счета после длительного перерыва в использовании придется возобновлять.

Забывание следует отличать от забывчивости. Забывание происходит через недостаточно качественное или несознательное, неосмысленное заучивание. Забывчивость возникает на фоне истощения нервной системы и нарастания переутомления, потому ребенку трудно актуализировать информацию, которая хранится в памяти. Забывчивость особенно часто имеет место у детей с ослабленной уязвимой нервной системой. Чтобы предотвратить забыванию, нужно повторить материал; чтобы устранить забывчивость, необходимо снять переутомление, создать условия для отдыха.

В процессе хранения информация может быть неправильно связана с предыдущим опытом, а также подлежать искажению. Ученикам вспомогательной школы предлагали ознакомиться с изображением двух рыб - щуки и окуня, которое сопровождалось рассказом об образе их жизни, разницу в их строении. После этого необходимо было изобразить изображение обеих рыб, а спустя некоторое время - нарисовать их по памяти. Сравнения рисунков, которые были сделаны из образца и по памяти, показали, что разница между изображениями щуки и окуня постепенно исчезала.

Это значит, что специфические признаки, за которыми отличается один объект от другого, со временем этими детьми забываются, обиды разных предметов уподобляются.

Еще одной особенностью процесса хранения у учеников с умственной отсталостью является отсутствие установки на срок сохранения. У детей с нормальным психофизическим развитием длительность удерживания в памяти определенной информации зависит от осознания того, через какое время ее нужно будет использовать. Это проверяется путем такого экспериментального исследования. Детям предлагают выучить два одинаковых по объему и сложности стихи. На изучение каждого стиха выделяется одинаковое время.

Исследуемым сообщают, что знания первого стиха у них будут проверять на следующий день, а второго - через неделю. Проверка прочности усвоения обоих стихов через неделю у детей с нормальным психофизическим развитием показала, что качество сохранения у памяти второго стиха является значительно выше, чем первого. Деть с недоразвитым интеллектом одинаково плохо воссоздавали и первый, и второй стихи. То есть качество сохранения информации у них не зависит от ее значимости.

Перечисленные особенности процесса хранения - забывания у учеников вспомогательной школы доводят необходимость организации для них в процессе учебы постоянного повторения.

Следовательно, у детей с умственной отсталостью независимо от возраста производительность непроизвольного и произвольного запоминания находится на одинаково низком уровне. Вместе с тем, коррекции легче поддается само произвольное запоминание.


Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
1. обучение участников анализу реальных ситуации;2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;4. учит преодолевать приверженность старым образцам;5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;6. развивает умени ...

Установка в концепции Д.Н.Узнадзе
Анализируя теорию установки, предложенную Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов выделяет в первичной установке два плана анализа - онтологический и методологический. Методологическая сторона анализа включает рассмотрение тех свойств, которыми наделяется установка, чтобы выступить в качестве опосредующего звена, необходимого для разрешения задачи пр ...

Эмоциональная регуляция при расстройствах аффективного спектра: когнитивный подход
Основной отличительной характеристикой расстройств аффективного спектра, т.е. депрессивных и тревожно-фобических расстройств является то, что больные не способны регулировать, контролировать и предотвращать возникновение патологически выраженных отрицательных эмоций: тоски (при депрессиях), тревоги (при тревожных расстройствах), страха ...

Категории