Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Страница 1

В средневековье был Роджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся за объективность знания, считал, что основу всех наук должны составлять математика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила».

Это английский психолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Свою политическую карьеру он начал при королеве Елизавете. В течение многих лет был членом парламента. Являясь адвокатом королевы, выступал как обвинитель против графа Эссекса, который был его покровителем и единственным другом. Исследователи творчества Бэкона рассматривают это предательство самым большим преступлением, чем последующие, за которые он был осужден. Часто в истории науки имя Бэкона приводят как пример несовпадения таланта и нравственности.

В 1617

стал хранителем печати, в 1618

г. – лордом-канцлером и бароном. Но в 1621

г. (за 5 лет до смерти) его карьера катастрофически оборвалась, т.к. он был уличен в том, что принимал подарки, носившие характер подкупа. Его лишили всех должностей и осудили. После освобождения Бэкон уехал во Францию и жил в уединении, занимаясь наукой.

Посмотрите, в течение 60 лет Бэкон занимался только политической деятельностью, и лишь 5 лет посвятил науке. Но, несмотря на столь короткий период, он внес существенный вклад в развитие науки, и психологии в частности.

Бекон был сторонником опытного, экспериментального знания, считал, что с его помощью можно изучать природу и совершенствовать человека.

Бэкон занимался разработкой классификации наук, считал, что религия и наука должны составлять самостоятельные области, в противном случае появятся еретическая религия и фантастическая философия.

Бекон разделял душу на боговдохновенную и телесную. Первая является объектом изучения богословия, а вторая объектом науки. Боговдохновенная душа обладает такими свойствами как мышление, воля, а телесная - ощущение, движение. Такой подход к разделению души дает возможность изучать душу объективно и, кроме того, дает возможность изучать этапы ее развития в детском возрасте.

Ф. Бэкон является основателем опытной, эмпирической психологии. Он доказывал, что все знания человек получает только через опыт, в то же время подчеркивал, что наши ощущения несовершенны, следовательно, они могут вносить ошибки в получаемые знания, которые изменяют истину. Поэтому важно использовать не просто опытное, а экспериментальное знание, так как приборы могут уточнить и исправить ощущения.

Ошибки познания Бэкон называл идолами, и выделял четыре основных вида идолов:

v идолы рода

– недостатки, вытекающие из строения органов чувств (их определенного несовершенства). (например, человек не видит ультрафиолетовые лучи);

v идолы пещеры

– недостатки, отражающие субъективность познания, т.к. каждый человек индивидуален;

v идолы театра

– результат слепой веры в авторитеты, которые часто являются ложными (иногда человек верит им больше, чем собственному размышлению);

v идолы рынка

– недостатки, возникающие в результате воздействия коллективного опыта на сознание человека. (связанны с использованием слов, которые не всегда точно передают мысли человека).

Страницы: 1 2


Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Многие психологи и педагоги сейчас работают именно в этом направлении. Но, как я попытаюсь показать ниже, большим подспорьем для разработки и теории, и практики развивающего образования могут быть основные положения научной школы Эльконина. И мне кажется, что в теории и практике развивающего образования необходимо опираться, прежде всег ...

Этический кодекс профессионального психолога
Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то ...

Развитие управленческих качеств личности руководителя
Развитие навыков руководства М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (См. табл) [7]. При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства. С ...

Категории