Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.

Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.

Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста

№ п/п

Стиль отношения

Ранг стиля

Мамы (среднее)

Ранг стиля

Папы

(среднее)

1

Отвержение

4

37,5%

4

35,55%

2

Образ социальной желательности поведения

1

93,15%

1

87,5%

3

Симбиоз

2

59,3%

2

59,05%

4

Авторитарная

Гиперсоциализация

3

54,3%

3

55,25%

5

«маленький неудачник»

5

19,38%

5

18,33%

Вначале считался процент положительных ответов на каждую из шкал опросника у каждого конкретного родителя, а затем вычислялся средний показатель ответов отдельно у мам и отдельно у пап.

При анализе особенностей родительского отношения было выявлено следующее:

На первом месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений как у матерей, так и у отцов стоит «кооперация», т.е. социально желательный образ родительского отношения. Мамы (как они считают) используют этот стиль в 93,15% случаев, папы – 87,5% случаев. Судя по этим высоким показателям, можно сказать, что как мамы, так и папы заинтересованы в ребёнке, в его планах. Они высоко ценят его способности, стараются поддерживать своих детей и испытывают чувство гордости за них.

На втором месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений– «симбиоз», который отражает сокращение межличностной дистанции в общении с ребёнком. Мамы используют этот стиль в 59,30% случаев, папы – в 59,05% случаев, что является средними показателями по этому стилю. И те, и другие, адекватно оценивают своё присутствие рядом с ребёнком, стремятся в меру оградить его от трудностей, неприятностей. Родители испытывают беспокойство и повышенную тревогу за ребёнка, если есть на то причина. В меру предоставляют ребёнку самостоятельность.

На третьем месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений, как у мам, так и у пап – «авторитарная гиперсоциализация». Отцы используют этот стиль в 55,25% случаев, мамы - в 54,30% случаев. В целом, как мамы, так и папы, стараются не сильно навязывать ребёнку свою волю, а действуют по принципу: «Всё хорошо в меру». Они прислушиваются к своим детям, в меру требуя послушания и дисциплины, но при этом не пускают жизнь ребёнка на самотёк.

На четвёртом месте по этому стилю – «отвержение». Как у мам (37,5%), так и у пап (35,55%) низкие показатели. Это свидетельствует о том, что только иногда родители могут воспринимать ребёнка плохим, не приспособленным, испытывать к нему обиду, злость, досаду; могут не доверять ребёнку.

Реже всего родителями используется стиль «маленький неудачник». У матерей - 19,38% случаев, у отцов - 18,33% случаев, т.е. родители редко могут несерьезно воспринимать своих детей, иногда дети могут казаться родителям неумелыми и неуспешными, но в целом показатели отцов и матерей по этой шкале соответствуют нормальному восприятию родителями своих детей.

Таким образом, проранжировав стили отношения и интерпретировав их, можно сказать, что как матери, так и отцы знают правильный стиль воспитания, несклонны к отвержению ребёнка, редко считают своих детей слабыми и неуспешными, но в некоторых случаях склонны навязывать ребёнку свою волю или ощущая тревогу за ребёнка, ограждать его от трудностей жизни.


Неустойчивый тип
Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безв ...

Как становятся женщиной-руководителем
В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле. Первая типичная ситуация. Чтобы работать руководителем пр ...

Опросник «Баса-Дарки»
Авторы данного теста (1) считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личност ...

Категории