Стиль родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста.
Результаты исследования стилей родительского отношения матерей и отцов детей-дошкольников представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Стили родительского отношения матерей и отцов детей дошкольного возраста
№ п/п |
Стиль отношения |
Ранг стиля |
Мамы (среднее) |
Ранг стиля |
Папы
(среднее) |
1 |
Отвержение |
4 |
37,5% |
4 |
35,55% |
2 |
Образ социальной желательности поведения |
1 |
93,15% |
1 |
87,5% |
3 |
Симбиоз |
2 |
59,3% |
2 |
59,05% |
4 |
Авторитарная Гиперсоциализация |
3 |
54,3% |
3 |
55,25% |
5 |
«маленький неудачник» |
5 |
19,38% |
5 |
18,33% |
Вначале считался процент положительных ответов на каждую из шкал опросника у каждого конкретного родителя, а затем вычислялся средний показатель ответов отдельно у мам и отдельно у пап.
При анализе особенностей родительского отношения было выявлено следующее:
На первом месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений как у матерей, так и у отцов стоит «кооперация», т.е. социально желательный образ родительского отношения. Мамы (как они считают) используют этот стиль в 93,15% случаев, папы – 87,5% случаев. Судя по этим высоким показателям, можно сказать, что как мамы, так и папы заинтересованы в ребёнке, в его планах. Они высоко ценят его способности, стараются поддерживать своих детей и испытывают чувство гордости за них.
На втором месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений– «симбиоз», который отражает сокращение межличностной дистанции в общении с ребёнком. Мамы используют этот стиль в 59,30% случаев, папы – в 59,05% случаев, что является средними показателями по этому стилю. И те, и другие, адекватно оценивают своё присутствие рядом с ребёнком, стремятся в меру оградить его от трудностей, неприятностей. Родители испытывают беспокойство и повышенную тревогу за ребёнка, если есть на то причина. В меру предоставляют ребёнку самостоятельность.
На третьем месте по частоте использования стиля родительско-детских отношений, как у мам, так и у пап – «авторитарная гиперсоциализация». Отцы используют этот стиль в 55,25% случаев, мамы - в 54,30% случаев. В целом, как мамы, так и папы, стараются не сильно навязывать ребёнку свою волю, а действуют по принципу: «Всё хорошо в меру». Они прислушиваются к своим детям, в меру требуя послушания и дисциплины, но при этом не пускают жизнь ребёнка на самотёк.
На четвёртом месте по этому стилю – «отвержение». Как у мам (37,5%), так и у пап (35,55%) низкие показатели. Это свидетельствует о том, что только иногда родители могут воспринимать ребёнка плохим, не приспособленным, испытывать к нему обиду, злость, досаду; могут не доверять ребёнку.
Реже всего родителями используется стиль «маленький неудачник». У матерей - 19,38% случаев, у отцов - 18,33% случаев, т.е. родители редко могут несерьезно воспринимать своих детей, иногда дети могут казаться родителям неумелыми и неуспешными, но в целом показатели отцов и матерей по этой шкале соответствуют нормальному восприятию родителями своих детей.
Таким образом, проранжировав стили отношения и интерпретировав их, можно сказать, что как матери, так и отцы знают правильный стиль воспитания, несклонны к отвержению ребёнка, редко считают своих детей слабыми и неуспешными, но в некоторых случаях склонны навязывать ребёнку свою волю или ощущая тревогу за ребёнка, ограждать его от трудностей жизни.
О динамике акцентуаций характера
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные р ...
Уровень целевой установки.
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сооразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принития определенной задачи.
Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. В ...
Преемственность
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, ...