Материалы » Культурная компетенция » Шкала межнациональной толерантности: опыт исследования и возможности применения

Шкала межнациональной толерантности: опыт исследования и возможности применения

Проблема межнациональной толерантности на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых острых, что обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в современном российском обществе, продолжающимися межэтническими конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политических целей, ростом национального экстремизма.

Представленные материалы основаны на результатах исследования, полученных в ходе опроса учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и студентов вузов в четырех регионах: Москва, Московская область (г. Истра), Томск, Ставрополь. Общее число опрошенных – 758 человек. Этот опрос был проведен сотрудниками Центра социологии образования РАО в 2006 году.

В ходе наших предыдущих социологических исследований была разработана шкала по измерению толерантных/интолерантных установок в сфере межнациональных отношений. В шкалу межнациональной толерантности (далее шкала МНТ) были включены конкретные вопросы, отобранные в результате специально проведенного факторного анализа ответов респондентов (1429 учащихся) на широкий круг вопросов, которые касаются сферы межнациональных отношений. Сами вопросы были сориентированы относительно различных содержательных контекстов: фиксация особенностей эмоционального отношения к собственной национальной идентичности, характеристика социальной дистанции к представителям других национальностей (барьеры), проявление толерантных/интолерантных установок на идеологическом уровне (армия, образование, культурные традиции), отношение к межнациональным конфликтам, эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальностей. Для каждого респондента или группы респондентов можно посчитать индекс толерантности/интолерантности по формуле, которая суммирует разные варианты ответов.

Подчеркнем, что шкала МНТ подтвердила свою содержательную валидность на примере сопоставления ответов подростков-представителей различных неформальных групп (скинхедов, футбольных фанатов и толкиенистов), а также на примере корреляционного анализа шкалы МНТ с личностными характеристиками .

Обозначим некоторые возможности применения шкалы межнациональной толерантности.

Специальный интерес представляет возможность применения шкалы МНТ для фиксации особенностей проявления толерантных/интолерантных установок в различных регионах и среди разных групп учащейся молодежи. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, полученные результаты.

Результаты показывают, что студенты в целом склонны к более толерантным установкам в сфере межнациональных отношений по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. Однако региональные особенности также имеют принципиальное значение. Если в Москве и Томске школьники (мальчики и девочки) склонны к проявлению толерантных установок в сфере межнациональных отношений, то в Ставрополе и Московской области картина противоположна, в этих регионах доминируют интолерантные позиции.


К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ориентиру в науке в связи с социальной нестабильностью, влекущей за собой постоянные изменения поступко ...

Типология конфликтных личностей
Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 основных типов: 1. «Демонстративные»: Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований способны пойти на конфликт, чтобы хоть таким образом прив ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы. Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (ког ...

Категории