Материалы » Братья и сёстры - конфликты и влияние » Методика для диагностики отношений между детьми. Сказки Дюсса (Десперт)

Методика для диагностики отношений между детьми. Сказки Дюсса (Десперт)
Страница 1

Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). В статье О.Барановой была предложена проективная методика, помогающая установить наличие или отсутствие соперничества между братьями и сестрами под названием «Сказки Дюсса». На основе «Сказок» О.Барановой был создан модифицированный вариант проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6-11 лет.

Итак, можно предположить, что наиболее «страдающими» от невнимания родителей из-за появления в семье второго ребенка являются первенцы.

Сиблинг воспринимается опрошенными как «лишний», как еще один претендент на ценности, и потому является конкурентом в семейном круге. В этой же ситуации, по-видимому, находятся и средние дети, что подтверждается исследованиями Г.Т. Хоментаускаса.

«Вторые» дети, находясь на положении младших, более дружелюбны по отношению к старшим. Видимо, это предопределяется их положением в семье, где, как правило, родители чаще отстаивают интересы младшего ребенка, предлагая старшему «уступить», «помочь», «не обижать младших».

Кроме того, вызывает интерес и тот факт, что ни один из родителей обследованных детей не обратился с прямым запросом по поводу отношений между сиблингами.

Чаще всего родителей волновали проблемы, появившиеся в связи с ухудшением или демонстративностью поведения ребенка, нарушением взаимоотношений с обоими или одним из родителей. Не всегда, но достаточно часто такое поведение детей является способом привлечения внимания к собственной персоне, к своим проблемам, на которые, как кажется ребенку, взрослые перестали обращать внимание из-за того, что больше интересуются его сестрой или братом.

Таким образом, «Сказки Дюсса» помогают нам, взрослым, увидеть проблемы маленьких мальчиков и девочек, и при поддержке семьи помочь им справиться с их совсем не сказочными трудностями.

Лишь прояснив ситуацию при помощи обследования, взглянув на мир глазами «обиженного» ребенка, можно выстраивать взаимоотношения всех членов семьи в дальнейшем. Важно, чтобы родители поняли и приняли ситуацию, ведь от их поведения в первую очередь зависит, насколько ребенок будет ощущать себя в этой жизни любимым и нужным и воспринимать себя в будущем как полноценного человека.

Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье

Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). Мы предлагаем методику для практических психологов, помогающую установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Сразу оговоримся, что данная методика является как бы поверхностным взглядом на сиблингов. Она ни в коем случае не может использоваться для утверждения окончательного диагноза и должна составлять часть «диагностической батареи».

«Сказки Дюсса (Десперт)» — проективная методика исследования. Она была предложена детским психологом Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт.

При знакомстве со «Сказками» мы увидели возможность создания проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6–11 лет.

В этом возрасте дети охотно выдумывают различные истории и практически не умеют скрывать правду. Они достаточно ясно могут высказывать какие-либо нравственные нормы взаимоотношений («Девочек нельзя обижать», «Девочки послушные, а мальчики нет»), могут говорить что-то о своих сиблингах. Все эти возможности предоставляет методика «Сказки .».

Занятие с детьми не должно превышать 20 минут.

В нашей модификации используется пять видоизмененных историй-сказок, которым соответствуют семь иллюстраций (шесть — заимствованы у Г.Х. Махортовой, одна — оригинальная).

Страницы: 1 2


Система живет всегда и только в виде уникального гештальта
В дополнение к содержанию, гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системы в Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в виде структуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта. В гештальте (внешнем образе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, его расцветки, его двигательно ...

Школа Гештальт в психологии.
Представители: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений. Основные теоретические положения. Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельшт ...

Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие». Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить пос ...

Категории