Методика для диагностики отношений между детьми. Сказки Дюсса (Десперт)Страница 1
Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). В статье О.Барановой была предложена проективная методика, помогающая установить наличие или отсутствие соперничества между братьями и сестрами под названием «Сказки Дюсса». На основе «Сказок» О.Барановой был создан модифицированный вариант проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6-11 лет.
Итак, можно предположить, что наиболее «страдающими» от невнимания родителей из-за появления в семье второго ребенка являются первенцы.
Сиблинг воспринимается опрошенными как «лишний», как еще один претендент на ценности, и потому является конкурентом в семейном круге. В этой же ситуации, по-видимому, находятся и средние дети, что подтверждается исследованиями Г.Т. Хоментаускаса.
«Вторые» дети, находясь на положении младших, более дружелюбны по отношению к старшим. Видимо, это предопределяется их положением в семье, где, как правило, родители чаще отстаивают интересы младшего ребенка, предлагая старшему «уступить», «помочь», «не обижать младших».
Кроме того, вызывает интерес и тот факт, что ни один из родителей обследованных детей не обратился с прямым запросом по поводу отношений между сиблингами.
Чаще всего родителей волновали проблемы, появившиеся в связи с ухудшением или демонстративностью поведения ребенка, нарушением взаимоотношений с обоими или одним из родителей. Не всегда, но достаточно часто такое поведение детей является способом привлечения внимания к собственной персоне, к своим проблемам, на которые, как кажется ребенку, взрослые перестали обращать внимание из-за того, что больше интересуются его сестрой или братом.
Таким образом, «Сказки Дюсса» помогают нам, взрослым, увидеть проблемы маленьких мальчиков и девочек, и при поддержке семьи помочь им справиться с их совсем не сказочными трудностями.
Лишь прояснив ситуацию при помощи обследования, взглянув на мир глазами «обиженного» ребенка, можно выстраивать взаимоотношения всех членов семьи в дальнейшем. Важно, чтобы родители поняли и приняли ситуацию, ведь от их поведения в первую очередь зависит, насколько ребенок будет ощущать себя в этой жизни любимым и нужным и воспринимать себя в будущем как полноценного человека.
Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье
Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). Мы предлагаем методику для практических психологов, помогающую установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Сразу оговоримся, что данная методика является как бы поверхностным взглядом на сиблингов. Она ни в коем случае не может использоваться для утверждения окончательного диагноза и должна составлять часть «диагностической батареи».
«Сказки Дюсса (Десперт)» — проективная методика исследования. Она была предложена детским психологом Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт.
При знакомстве со «Сказками» мы увидели возможность создания проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6–11 лет.
В этом возрасте дети охотно выдумывают различные истории и практически не умеют скрывать правду. Они достаточно ясно могут высказывать какие-либо нравственные нормы взаимоотношений («Девочек нельзя обижать», «Девочки послушные, а мальчики нет»), могут говорить что-то о своих сиблингах. Все эти возможности предоставляет методика «Сказки .».
Занятие с детьми не должно превышать 20 минут.
В нашей модификации используется пять видоизмененных историй-сказок, которым соответствуют семь иллюстраций (шесть — заимствованы у Г.Х. Махортовой, одна — оригинальная).
Тест Ассингера
Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов(1). ...
Социально отклоняющееся поведение личности
Отклоняющееся поведение человека — это его поведение, не соответствующее нормам, принятым обществом, членом которого он является. Отсюда синоним — ненормальное поведение. Но это определение требует уточнения того более общего понятия, через которое оно дано: «поведение» — «специфические различия» — «норма», поскольку эти слова очень по- ...
Конфликты и корни соперничества между братьями и
сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт.
За небольшими исключениями, конфликты - обычное явление не только между сестрами, но и вообще между детьми од ...