Исследовательская компетентность у студентов
Страница 1

Выделение когнитивного ресурса связано с информационным содержанием исторического образования и потенциальными целями постижения истории – освоением систематизированных знаний об истории человечества, формированием исторического мышления, овладением умениями и навыками поиска, систематизации, анализа исторической информации, развитием способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Включение метакогнитивного ресурса обусловлено развитием способностей самоуправления психическим состоянием, содержательностью профессиональной рефлексии. Особенностями субъективной позиции студента-историка опосредован личностный ресурс компетентности, включающий в себя ценностный и мотивационный компоненты.

Концепция смысла, которую историк находит в событиях, обусловлена его мировоззрением, его чувством истины. Отсюда, особые требования к внутренней позиции историка. Его «сдержанность» – это не только отрицание интегральных законов в истории, отказ от общих определений, широких понятий, психологических объяснений, но и высокая личная ответственность, нравственный стоицизм. Мотивационный компонент связан с выраженной динамикой познания самого себя, своих возможностей, признанием ценности самого исторического знания и совершенствованием профессионального целеполагания.

Изучение взаимосвязи ресурсов исследовательской компетентности потребовало разработки соответствующей экспериментальной модели. Для каждого ресурса исследовательской компетентности были выделены как показатели, отражающие характерные (присутствующие в государственном стандарте, положениях, программах) и определительные (востребованные студентами знания, умения, навыки, качества) признаки ресурсов, так и соответствующие критерии. Исследование проводилось на студентах 2-5 курсов Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского (120 человек). Полученные данные обрабатывались количественно и качественно, использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена, сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни, а также «.2», коэффициент четырехпольной корреляции. Различия считались достоверными на уровне значимости не ниже . = 0,05.

Проведенное исследование выявило соотношение ресурсов в структуре исследовательской компетентности и позволило наметить тенденции развития самих ресурсов. В целом, большинство студентов (с 3 курса) показало средний уровень развития исследовательской компетентности. Общий процент студентов с высоким уровнем исследовательской компетентности не превышал 28% и концентрировался на 4-5 курсах.

Наиболее интенсивно прослеживается развитие когнитивного ресурса исследовательской компетентности (преобладание высокого уровня его организации у старшекурсников). Динамика развития метакогнитивного ресурса исследовательской компетентности отражает повышение уровня организации ресурса с 2-го по 4-й курс и незначительное снижение уровня к 5-му курсу. В целом, у старшекурсников преобладает средний уровень организации ресурса. Наименьшая интенсивность зафиксирована в развитии личностного ресурса: общая доля студентов с высоким уровнем проявления личностного ресурса не превышает 25% среди старшекурсников. В то же время, когнитивный ресурс исследовательской компетентности не является дифференцирующим в отношении исследуемой выборки студентов. На эту роль претендует личностный ресурс исследовательской компетентности. Студенты с высоким уровнем организации личностного ресурса исследовательской компетентности демонстрировали наиболее высокие показатели организации когнитивного и метакогнитивного ресурсов. Также наиболее тесные корреляционные связи показали уровни развития метакогнитивного и личностного ресурсов исследовательской компетентности. Как и следовало ожидать, культурно-образовательные факторы сами по себе не определяют становление и развитие исследовательской компетентности. Важную роль играет субъект, переживающий исследовательскую компетентность как значимый аспект своей идентичности, связанный с развитием мотивационных предпочтений и системы ценностей.

Отметим следующие тенденции развития ресурсов исследовательской компетентности у студентов-историков 2-5 курсов. Развитие когнитивного ресурса исследовательской компетентности опосредовано формированием структуры исторических знаний, содержательностью выделения релевантных связей, глубиной историографического и библиографического анализа, обоснованностью выводов, адекватной локализацией предмета собственного исследования в контексте исторического процесса. Развитие метакогнитивного ресурса связано с преодолением психического напряжения в исследовательской деятельности, созданием вертикальной организации системы самоуправления с последующим оперированием отдельными звеньями. Развитие личностного ресурса исследовательской компетентности обусловлено появлением устойчивости, профессиональной дифференциации мотивационных предпочтений; гармоничностью и профессиональной содержательностью ценностных ориентиров.

Страницы: 1 2


Реконструирование методами психосемантики представлений об Архетипе
Современная психотехническая литература пестрит богатством тематики и включает в себя не только психологию, а и эзотерику, магию и даже «стервологию», что не может не отображаться на модели мира современной молодежи. На архетипическом уровне образ ведьмы связан в коллективном бессознательном с архетипом Великой Матери, имеющим 4 основн ...

Основные особенности и функции смысловой установки.
1. Смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав ...

Этнокультурные особенности вербальных и невербальных компонентов коммуникации
Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношении, влияющий на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Выразительные движения неразрывно связаны с деятельностью и общением, так как экспрессивное поведение – это не просто внешнее сопровождение психических процессов, эм ...

Категории