Материалы » Уровень представления, его специфика » Школа Гештальт в психологии.

Школа Гештальт в психологии.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальт - по-немецки образ, форма, целостность. Школа начала формироваться с 1912 года в Германии. По мнению гештальт-психологов, предметы, из которых состоит окружающая нас Среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (Бихевиористы), а виде целостных образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Теория Гештальт наглядно описала структуры жизни и тем самым представила живые системы как единство во множестве и множество в единстве. Их сила направлена как во внутренний, так и во внешний мир, для психолога она представляет собой психическую и социальную энергию. Их авто - поэтическое возникновение уже хорошо исследовано, равно как и значение границы для продолжительности их жизни. Аристотель охарактеризовал их как «энтелехтичные», Лейбниц — как монады, монады без окон. Обоснования продемонстрированы, следствия разъяснены. Поле взаимосвязей в достаточной мере очерчено.


Этические проблемы в работе психолога
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих ц ...

Семантический эксперимент психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой и возможности психодиагностики умственно отсталых детей
Перспективным представляется использование семантического эксперимента, разработанного в рамках психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой. Он позволяет исследовать особенности "очеловечивания, обживания" (В.П. Зинченко), наполнения внутренним смысловым содержанием объектов, явлений и ситуаций окружающего мира умственно ...

Профессиональный психологический отбор
Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного: вида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или выполнение реальной деятельности. Профессиональный отбор — это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, ...

Категории