Архетипы
Страница 1

Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина,

Дева

Мария,

Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина,

Иисус

Христос,

Дон Жуан

Маска, личина

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Театральная маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана,

Гитлер,

Хуссейн

Самость, я сам

Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное

око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Страницы: 1 2


Циклоидный тип
П.Б. Ганнушкин (1933) включил в "группу циклоидов" четыре типа психопатов: "конституционально-депрессивных", "конституционально-возбужденных" (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акце ...

Самоподобие — принцип управления гештальт-системами
Как осуществляется управление гештальт-системами? Наука стремится не только описывать, но и совершенствовать. Каковы же критерии, обеспечивающие возможность принимать оптимальные решения — отказаться от чего-то одного и делать что-то другое? Эти критерии предоставляет принцип самоподобия. Что под ним подразумевается? Процессы жизни хара ...

Взаимосвязь отношения параметров социальной адаптации ребёнка и стилей родительского отношения.
Таблица 2.15. Корреляционные взаимосвязи параметров социальной адаптации ребёнка. Любознательность Доминантность Общительность Закрытость Соц. адекват. Повед Любознательность Доминантность Общительность Закрытость Соц. адекватность поведения 0,46* -0,52* 0,55* -0,72* 0,44* 0,46* 0,55* -0,46* 0,4 ...

Категории