АрхетипыСтраница 1
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Архетип |
Определение |
Символы |
Анима |
Бессознательная женская сторона личности мужчины |
Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус |
Бессознательная мужская сторона личности женщины |
Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Маска, личина |
Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте |
Театральная маска |
Тень |
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании |
Сатана, Гитлер, Хуссейн |
Самость, я сам |
Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности |
Мандала |
Мудрец |
Персонификация жизненной мудрости и зрелости |
Пророк |
Бог |
Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир |
Солнечное око |
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Свободное ведение дискуссии
Основные характеристики:• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно тольк ...
Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже он получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья Де ...
Формирование первого
впечатления о человеке. Общие
понятия о формировании первого впечатления о человеке
"По одежке встречают, по уму провожают" — гласит старая русская поговорка. Но конечно же, на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека — мимика, жесты, манера поведения, голос — складывается в определенный образ. Мы делаем умозак ...