Материалы » Психологическая сущность юношеского возраста » Личностное переживание одиночества подростками

Личностное переживание одиночества подростками
Страница 1

Одиночество – одна из серьезнейших проблем человечества, которую по праву называют болезнью ХХI века. Одиночество знакомо как женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального положения. Одиночество не зависит ни от чего и от всего одновременно. Кто-то очень сильно переживает отсутствие рядом по-настоящему близкого человека, кто-то не позволяет себе расслабляться и загружает свою жизнь делами, чтобы не допустить в сознание мысль о том, что он на самом деле одинок. Многие в веренице будней просто не замечают своего одиночества и не стремятся избавиться от него. Хотя есть еще одна категория людей: те, кто доволен своим одиночеством и не хочет от него избавляться. Но чаще всего эти люди просто-напросто бравируют своим одиночеством, скрывая за этой бравадой элементарное неумение найти общий язык с окружающими людьми и способ сосуществования с близким человеком.

Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Вся жизнь представляется бесконечной чередой пустых серых дней и одиноких бесцветных ночей. Одиночество связано с переживаем ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Человек, испытывающий состояние одиночества, зачастую задает себе вопросы: почему я одинок, почему рядом нет близкого человека, что я делаю не так? Но не всегда находит основную причину своего состояния. Итак, что же есть в нас такого, что отталкивает других людей, делая нас одиноким. Это может быть: низкая самооценка; отсутствие умений правильно вести себя с людьми; недоверие к людям; неумение быть терпимым и терпеливым к другим людям; озлобление против всех на свете; не соответствие своего поведения установленным в данной группе правилам и нормам; боязнь быть неинтересным для других людей; страх быть отвергнутым; конфликтность; повышенная агрессивность; сосредоточенность на себе и своих ощущениях. И это далеко не весь перечень возможных личностных качеств, влияющих на формирование данного состояния у человека.

Выборку составили подростки 10 класса средней общеобразовательной школы г. Улан-Удэ в количестве 30 человек.

Гипотеза: особенности одиночества могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных данного состояния, так и в их доминировании в структуре личности подростков.

Методики исследования: Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; Личностный опросник А.Т. Джерсайлда, направленный на выявление стойких внутренних состояний личности, влияющих на отношение человека к миру и к себе.

В результате исследования было выявлено, что состояние одиночества в жизни подростка играет значительную роль. Так, по результатам методики Д. Рассела и М. Фергюсона, было выявлено, что высокая степень субъективного ощущения одиночества присутствует в структуре личности у 10% испытуемых, средняя – у 30% и низкая – у 60%. Состояние одиночества в разной степени присуще мальчикам и девочкам.

Как видно из данной таблицы, низкий уровень одиночества преимущественно диагностируется у мальчиков (33,3%), в то время как у девочек он составляет 26,7%. Высокий уровень одиночества характерен для девочек, в то время как у мальчиков он значительно меньше. Эти данные говорят о том, что девочки чаще оценивают свое эмоциональное состояние как состояние одиночества, чем мальчики.

Страницы: 1 2


Ощущение и восприятие
Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением. Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некотор ...

Кодекс практики.
Вопросы ответственности. В.1.1 Супервизоры отвечают за составление такого индивидуального контракта, который позволит супервизируемым представить и исследовать свою работу настолько честно, насколько это возможно. В.1.2 В рамках контракта супервизоры обязаны помогать проходящим супервизию, критически осмыслять свою работу и, в то же в ...

Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии.
Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть ре ...

Категории