Материалы » Психологическая сущность юношеского возраста » Личностное переживание одиночества подростками

Личностное переживание одиночества подростками
Страница 1

Одиночество – одна из серьезнейших проблем человечества, которую по праву называют болезнью ХХI века. Одиночество знакомо как женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального положения. Одиночество не зависит ни от чего и от всего одновременно. Кто-то очень сильно переживает отсутствие рядом по-настоящему близкого человека, кто-то не позволяет себе расслабляться и загружает свою жизнь делами, чтобы не допустить в сознание мысль о том, что он на самом деле одинок. Многие в веренице будней просто не замечают своего одиночества и не стремятся избавиться от него. Хотя есть еще одна категория людей: те, кто доволен своим одиночеством и не хочет от него избавляться. Но чаще всего эти люди просто-напросто бравируют своим одиночеством, скрывая за этой бравадой элементарное неумение найти общий язык с окружающими людьми и способ сосуществования с близким человеком.

Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Вся жизнь представляется бесконечной чередой пустых серых дней и одиноких бесцветных ночей. Одиночество связано с переживаем ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Человек, испытывающий состояние одиночества, зачастую задает себе вопросы: почему я одинок, почему рядом нет близкого человека, что я делаю не так? Но не всегда находит основную причину своего состояния. Итак, что же есть в нас такого, что отталкивает других людей, делая нас одиноким. Это может быть: низкая самооценка; отсутствие умений правильно вести себя с людьми; недоверие к людям; неумение быть терпимым и терпеливым к другим людям; озлобление против всех на свете; не соответствие своего поведения установленным в данной группе правилам и нормам; боязнь быть неинтересным для других людей; страх быть отвергнутым; конфликтность; повышенная агрессивность; сосредоточенность на себе и своих ощущениях. И это далеко не весь перечень возможных личностных качеств, влияющих на формирование данного состояния у человека.

Выборку составили подростки 10 класса средней общеобразовательной школы г. Улан-Удэ в количестве 30 человек.

Гипотеза: особенности одиночества могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных данного состояния, так и в их доминировании в структуре личности подростков.

Методики исследования: Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; Личностный опросник А.Т. Джерсайлда, направленный на выявление стойких внутренних состояний личности, влияющих на отношение человека к миру и к себе.

В результате исследования было выявлено, что состояние одиночества в жизни подростка играет значительную роль. Так, по результатам методики Д. Рассела и М. Фергюсона, было выявлено, что высокая степень субъективного ощущения одиночества присутствует в структуре личности у 10% испытуемых, средняя – у 30% и низкая – у 60%. Состояние одиночества в разной степени присуще мальчикам и девочкам.

Как видно из данной таблицы, низкий уровень одиночества преимущественно диагностируется у мальчиков (33,3%), в то время как у девочек он составляет 26,7%. Высокий уровень одиночества характерен для девочек, в то время как у мальчиков он значительно меньше. Эти данные говорят о том, что девочки чаще оценивают свое эмоциональное состояние как состояние одиночества, чем мальчики.

Страницы: 1 2


Способы развития воображения
А) «Дорисуй картинку» Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки. Предъяв ...

Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить ег ...

Причины конфликта
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управлен ...

Категории