Личностное переживание одиночества подросткамиСтраница 2
Для того чтобы выяснить, какое же место занимает одиночество среди других проблемных зон подростков, был использован Личностный опросник Джерсайлда. По результатам исследования выявлено, что степень выраженности внутренних состояний личности не одинакова у мальчиков и девочек. Так, у мальчиков выше, чем у девочек, враждебный настрой; расхождение между реальным и идеальным Я; безнадежность; одиночество; чувство неприкаянности. У девочек же выше свобода выбора и ощущение бессмысленности своего существования. Свобода воли выражена в равной степени (44,6%) как у мальчиков, так и девочек.
Одиночество не занимает лидирующее положение относительно других проблемных зон подростка, но, так или иначе, присутствует в личности подростка. Одиночество не является наиболее острой проблемной зоной для большинства подростков, но для тех, кто испытывает одиночество (22,5%), это состояние переживается очень болезненно.
Степень выраженности одиночества у девочек составляет 19,64%, в то время как у мальчиков – 22,66%. Это свидетельствует о том, что у мальчиков одиночество более выражено, чем у девочек. Результаты данной методики несколько противоречат результатам, полученным с помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Однако данный факт можно объяснить тем, что мальчикам свойственно скрывать свое эмоциональное состояние и, следовательно, оценивать его как более благоприятное. В результате уровень субъективного ощущения одиночества у них меньше, чем у девочек. Но, как показали результаты методики Джерсайлда, одиночество в структуре личности мальчиков занимает большее место, чем в структуре личности девочек.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние одиночества занимает значительное место в структуре личности подростков. Для многих из них одиночество является жизненной проблемой, которая оказывает негативное влияние на развитие личности, на отношение подростка к миру и самому себе.
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и
слабовидящих
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изучения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения. Тифл ...
Система живет всегда и
только в виде уникального гештальта
В дополнение к содержанию, гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системы в Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в виде структуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта. В гештальте (внешнем образе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, его расцветки, его двигательно ...
Парапсихология - сущность и значение
Термин парапсихология имеет два значения. В первом своем значении слово "парапсихо- логия" используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти, будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной ...