Материалы » Психология человека » Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка

Психологическая структура сознания. Образ «Я». Самосознание человека. Самопознание и самооценка

Сознание – высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Данная психологическая единица всегда активна (дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов) и интенциональна (направленность на объект, предмет или образ). Сознание характеризуется способностью к самонаблюдению и мотивоционно-ценностными ориентациями личности. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я – концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Исходя из этой концепции, человек формирует своё поведение, идеалы и мотивационные установки. «Я – концепцию» часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящее, свои поступки, объекты реального мира, это связано со степенью построения адекватной

«Я – концепции», целесообразность которой обуславливает уровень критичности человека. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками, и, исходя из этого, формировать своё поведение, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма регуляции поведения. Возникновение и развитие сознания обуславливают биологические и социальные факторы. Самосознание порождает потребность в самопознании и самооценке. Самопознание - изучение и определение факторов собственного поведения. Самооценка – анализ собственной личности, продуктов её деятельности, уровня значимости в социуме.


Влияние на характер детей, в зависимости от их oчерёдности, появления на свет и их пола
Помимо всех других факторов, влияющих на формирование нашей личности, важное значение в этом отводится очередности появления на свет и полу ребенка. То, как мы воспринимаем себя и как реагируем на других, не родственников, и относимся к ним, начинается с того, как относится к нам семья — как мужчине или женщине, как к старшему, младшему ...

Этические проблемы в работе психолога
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих ц ...

Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности
Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых: · родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого ...

Категории