Отображения внешнего облика человекаСтраница 1
Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные.
Субъективные отображения
возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально-фиксированном виде (описанием, рисунком). Иными словами, субъективными являются отображения, достоверность которых зависит только от индивидуальных качеств воспринимающего лица и условий восприятия.
Объективные отображения
возникают в результате восприятия внешности человека с помощью инструментальных методов; поэтому степень их достоверности гораздо выше. К субъективным отображениям относятся: мысленный образ; описание; субъективный портрет.
Объективные отображения - это фотоснимки; киноленты; видеоизображения; рентгеновские снимки и флюорограммы; маски и следы человека и т. д.
Субъективные отображения. Наиболее распространенным субъективным отображением является
мысленный образ. Он формируется под воздействием множества факторов, таких как пол, возраст, общее развитие, острота зрения, профессия, зрительная память, эмоциональность, состояние человека в момент наблюдения (субъективные факторы), расстояние от наблюдателя до наблюдаемого, освещение, длительность наблюдения и т.д. (объективные факторы).
Мысленный образ может использоваться непосредственно (при опознании нападающего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета).
Описание субъективно по своей природе. Оно обычно содержится в различных документах (заявлениях, письмах о готовящихся или совершенных преступлениях; в протоколах следственных действий, рапортах, справках и других документах).
В криминалистической практике используют
произвольное и
систематизированное (упорядоченное)
описание.
Произвольное описание - это описание, данное свидетелем-очевидцем и словах и выражениях, используемых в обыденной речи.
Информацию о признаках внешности преступника или иного лица, полученную в процессе свободного рассказа очевидца, следует уточнить.
Нередко возникают ситуации, при которых требуется охарактеризовать так называемые «средние», «нормальные» значения признаков внешности. В этих случаях целесообразнее использовать вспомогательные средства (справочную литературу, наглядные пособия, наборы таблиц и т.п.).
Например, хорошие результаты дает показ справочного альбома-пособия «Типы и элементы внешности».
Систематизированное (упорядоченное)
описание - это описание по методу словесного портрета. Существует множество различных определений названного метода, но в основном они сводятся к следующему: словесный портрет - это систематизированное, научно обоснованное описание внешнего облика человека по определенной методике при помощи специальной стандартизированной терминологии.
Такое описание должно быть достоверным (надежным, не вызывать сомнений), полным (включать достаточное для установления человека количество признаков), определенным (однозначным), единообразным (выполненным с использованием единой терминологии).
Описание
по методу словесного портрета производится при соблюдении следующих правил:
- признаки внешности определяются применительно к «нормальному» положению тела человека;
- элементы внешности характеризуются как анфас, так и в профиль, а при необходимости и в других ракурсах;
- описание составляется последовательно: от общего к частному; сверху вниз; сначала общефизические, затем анатомические, функциональные и сопутствующие элементы и признаки;
- выделяются особые приметы.
Преимущества групповой дискуссии
1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам.3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения. ...
Особенности воображения у детей конкретной
возрастной группы
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...
Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.
Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличност ...