Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.
Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. Другие характеристики младенческой стадии: 1) переход от прототаксического к паратаксическому способу познания, т.е. связь между событиями перестаёт быть логически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая, тревожная, отвергающая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенка меняется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;
Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком и организации переживаний. Детство продолжается от появления речи до возникновения потребности в игре. Помимо всего прочего, языковое развитие делает возможным смешение персонификаций, например, хорошей и плохой матери, и развитие Я-системы. Развитие символических возможностей позволяет ребенку играть во взрослого – Салливан называет это драматизацией – и проявлять интерес к различного рода видам активности, открытым и скрытым – Салливан называет их озабоченностями.
Самым драматичным событием детства является трансформация к недоброжелательности; ребёнок узнаёт, что кроме добра существует и зло. Если это чувство становится достаточно сильным, то ребёнок может в дальнейшем не воспринимать доброе отношение людей. Ребенок как бы говорит: «Когда-то все было замечательно, но это было до того, как мне пришлось иметь дело с людьми». В период детства появляется сублимация, которую Салливан определяет как «непроизвольную замену поведенческого стереотипа, столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более приемлемую активность, стереотип, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая явилась причиной проблемы» (1953, с. 193).Ребёнок снимает своё напряжение, отвлекаясь на другие дела. Избыток напряжения, не снятый сублимацией, находит разрядку в символических представлениях, например, в кошмарах.
Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретения опыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшим событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.
«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать (или понять интуитивно) следующее: интеграционные тенденции (потребности), характеризующие межличностные отношения человека; обстоятельства достижения удовлетворения и относительного освобождения от тревоги; более или менее отдаленные цели, ради которых можно отказаться от нынешних возможностей удовлетворения потребностей или повышения престижа» (1953, с. 243)[5].
Относительно краткий период предюности отмечен потребностью в близких отношениях с «равным», человеком того же пола и возраста, Подросток ищет друга, на которого можно положиться и вместе решать какие-либо трудности. Этот период чрезвычайно важен, поскольку происходит становление истинно человеческих отношений с людьми. В период предюности формируются отношения равенства, взаимности, взаимодействия. Без близкого товарища ребенок становится жертвой одиночества, которое негативно влияет на дальнейшее развитие.
Основная проблема периода ранней юности – развитие стереотипа гетеросексуальной активности; юноши начинают интересоваться девушками и наоборот. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет некий стабильный стереотип поведения, удовлетворяющий его генитальным стремлениям.
«Поздняя юность продолжается от стереотипизации предпочитаемой генитальной активности через бесчисленные ступени обучения и эдукции до становления полностью человеческого, зрелого репертуара межличностных отношений, насколько это допускают наличные возможности – личные и культурные» (1958, с. 237).
Иными словами, период поздней юности представляет достаточно продолжительную инициацию, перехода к привилегиям, обязанностям, удовольствиям и ответственности социальной и гражданской жизни. Постепенно оформляется полный «комплект» межличностных отношений, накаливается определённый опыт, что позволяет раздвинуть символические рамки.
Приложение 1
Опросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ...
Этические проблемы в работе психолога
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих ц ...
Этнокультурные особенности вербальных и невербальных компонентов
коммуникации
Одной из важнейших областей психологической науки является вопрос социальных взаимоотношении, влияющий на вербальную и невербальную коммуникацию, в том числе межэтническую. Выразительные движения неразрывно связаны с деятельностью и общением, так как экспрессивное поведение – это не просто внешнее сопровождение психических процессов, эм ...