Стадии развития

Салливан выделяет шесть стадий развития личности, кторые происходят в период от младенчества и до зрелости. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенальная эра; 4) предюность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления членораздельной речи. Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт. Другие характеристики младенческой стадии: 1) переход от прототаксического к паратаксическому способу познания, т.е. связь между событиями перестаёт быть логически связанной; 2) образование персонификаций таких, как плохая, тревожная, отвергающая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 3) возникновение зачатков Я-системы; 4) тело ребенка меняется, что позволяет ему научиться удовлетворять свое напряжение;

Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком и организации переживаний. Детство продолжается от появления речи до возникновения потребности в игре. Помимо всего прочего, языковое развитие делает возможным смешение персонификаций, например, хорошей и плохой матери, и развитие Я-системы. Развитие символических возможностей позволяет ребенку играть во взрослого – Салливан называет это драматизацией – и проявлять интерес к различного рода видам активности, открытым и скрытым – Салливан называет их озабоченностями.

Самым драматичным событием детства является трансформация к недоброжелательности; ребёнок узнаёт, что кроме добра существует и зло. Если это чувство становится достаточно сильным, то ребёнок может в дальнейшем не воспринимать доброе отношение людей. Ребенок как бы говорит: «Когда-то все было замечательно, но это было до того, как мне пришлось иметь дело с людьми». В период детства появляется сублимация, которую Салливан определяет как «непроизвольную замену поведенческого стереотипа, столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более приемлемую активность, стереотип, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая явилась причиной проблемы» (1953, с. 193).Ребёнок снимает своё напряжение, отвлекаясь на другие дела. Избыток напряжения, не снятый сублимацией, находит разрядку в символических представлениях, например, в кошмарах.

Ювенальная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период обретения опыта взаимодействия с людьми, поиск авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных свойств, понимания что значит отвержение, групповое чувство. Величайшим событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать (или понять интуитивно) следующее: интеграционные тенденции (потребности), характеризующие межличностные отношения человека; обстоятельства достижения удовлетворения и относительного освобождения от тревоги; более или менее отдаленные цели, ради которых можно отказаться от нынешних возможностей удовлетворения потребностей или повышения престижа» (1953, с. 243)[5].

Относительно краткий период предюности отмечен потребностью в близких отношениях с «равным», человеком того же пола и возраста, Подросток ищет друга, на которого можно положиться и вместе решать какие-либо трудности. Этот период чрезвычайно важен, поскольку происходит становление истинно человеческих отношений с людьми. В период предюности формируются отношения равенства, взаимности, взаимодействия. Без близкого товарища ребенок становится жертвой одиночества, которое негативно влияет на дальнейшее развитие.

Основная проблема периода ранней юности – развитие стереотипа гетеросексуальной активности; юноши начинают интересоваться девушками и наоборот. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет некий стабильный стереотип поведения, удовлетворяющий его генитальным стремлениям.

«Поздняя юность продолжается от стереотипизации предпочитаемой генитальной активности через бесчисленные ступени обучения и эдукции до становления полностью человеческого, зрелого репертуара межличностных отношений, насколько это допускают наличные возможности – личные и культурные» (1958, с. 237).

Иными словами, период поздней юности представляет достаточно продолжительную инициацию, перехода к привилегиям, обязанностям, удовольствиям и ответственности социальной и гражданской жизни. Постепенно оформляется полный «комплект» межличностных отношений, накаливается определённый опыт, что позволяет раздвинуть символические рамки.


Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье
Поскольку первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье, эффективность процесса социализации зависит, прежде всего, от типа семьи и её социального статуса. Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь нас ...

Внимание и психическое время.
На том участке исследовательского маршрута, который ведет от анализа памяти и воображения к целостной структуре сознания как более интегрального образования, объединяющего когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые компоненты человеческой психики, располагается еще одна существенная психологическая проблема – проблема внимания, е ...

Структура направленности личности осужденных
В.Г. Деев (1986) обосновал структуру и типологию направленности осужденных молодежного возраста и выделил в ее структуре три подструктуры: 1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности; 2) подструктуру отношений, которая служи ...

Категории