Психологические процессы в малой группеСтраница 1
Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические.
В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.
Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.
Неформальная группа возникает спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:
1) объявление ее как цемента более общей системы:
2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.
Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов
Основными свойствами сплоченной группы являются:
1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.);
3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);
4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);
5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);
6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);
7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)
Уровни групповой структуры
Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры
1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании организации. Например, студент —> преподаватель —> декан —> ректор.
2. Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтении и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается – статус неизбираемого.
Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т. е. конформностью. В настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного соотношения, проявляющегося в том, что:
а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;
б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами:
в) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе;
Типология конфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания
конфликтов
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делать уроки), межличностным (между учителем и учеником); между личностью и организацией (класс и ребенок); между группами одного и ...
Психология человека зрелого возраста, задачи
развития в этот период
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего раз ...
Этические проблемы в работе психолога
Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих ц ...