Материалы » Социальная психология » Психологические процессы в малой группе

Психологические процессы в малой группе
Страница 1

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на социологические и психологические.

В случае формальных (организованных) групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п.

Неформальная группа возникает спонтанно. Возникновение организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий:

1) объявление ее как цемента более общей системы:

2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи.

Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.);

3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);

4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);

5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);

6) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);

7) структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

8) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются, особенности межличностных отношений, складывающихся - между членами группы)

Уровни групповой структуры

Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры

1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании организации. Например, студент —> преподаватель —> декан —> ректор.

2. Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтении и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается – статус неизбираемого.

Внимание ряда исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т. е. конформностью. В настоящее время можно говорить лишь о многозначной трактовке данного соотношения, проявляющегося в том, что:

а) высокостатусный участник группы более конформен, чем низкостатусный;

б) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами:

в) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе;

Страницы: 1 2


Реклама как процесс воздействия. Понятие и сущность рекламы
Познание основ рекламы начнем с определения и выясним, что же собственно составляет понятие рекламы. Реклама — это особый вид деятельности, который сопровождает человека на протяжении всей истории его развития. Слово «реклама» произошло от латинского гесlаmаге, что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельнос ...

Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек». Вспомним одну восточную притчу. Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится. Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» ...

Функции, структура и содержание конфликтов
Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: – разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта); – информационная и связующая функц ...

Категории