Динамика развития профессионального самосознания студентовСтраница 1
Развитое профессиональное самосознание является одним из условий профессионального становления студентов.
Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамичное, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, и отношения к своей профессиональной деятельности, выявление в процессе самопознания своей социальной ценности и смысла своей профессиональной деятельности.
В рамках нашего подхода, профессиональное самосознание имеет многомерное строение. «Вертикальное» строение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру, динамику трех образов «Я»: «Я-реальное (настоящее)», «Я-идеальное (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал)».
В «горизонтальном» плане профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-целевую и операционную составляющие.
Процесс становления профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Критериями развития профессионального самосознания выступают: 1) представленность в сознании образа «Я-реальное»; 2) направленность на саморазвитие и самореализацию; 3) сформированность в сознании представления о себе как «Я-идеальное (профессиональное)»; 4) представленность в сознании образа «Я-будущее (развивающийся профессионал)».
Нами выделены следующие уровни развития профессионального самосознания:
Первый уровень развития характеризуется наличием размытого представления о себе, низким уровнем самопонимания, негативным эмоциональным отношением к себе, низкими показателями аутосимпатии, зависимостью от внешней среды.
Второй уровень развития характеризуется сформированным представлением о себе, о своих сильных и слабых сторонах личности, адекватной самооценкой, позитивной «Я-концепцией», самоуважением и самопринятием, высокие показатели интегрального самоотношения.
Третий уровень развития характеризуется позитивной «Я-концепцией», осознанием своего образа «Я-идеальное (профессиональное)», осознанием профессионально важных качеств, формирование уважения к своему профессиональному сообществу и к себе как будущему профессионалу.
Четвертый уровень развития характеризуется наличием в сознании представлений и о себе и о своем идеале профессионала, о себе как о развивающемся профессионале.
Выборку эмпирического исследования составили студенты вторых - четвертых курсов специальности «Менеджмент», всего было обследовано 120 человек.
По результатам исследования, основная масса студентов на констатирующем этапе эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, имеют первый и второй уровни развития профессионального самосознания.
Для решения проблемы развития профессионального самосознания возникла необходимость в разработке программы психологического сопровождения.
Цель программы психологического сопровождения - способствовать созданию условий для развития профессионального самосознания.
Программа психологического сопровождения была реализована на базе ТФ ОРАГС и МИЭМП. В программе приняли участие 60 человек (4 группы по 15 человек).
В программе психологического сопровождения мы выделяем пять блоков: 1) диагностический (диагностика уровня развития профессионального самосознания); 2) консультативный (информирование студентов об особенностях и динамики развития профессионального самосознания); 3) коррекционно-развивающий (коррекция и развитие компонентов профессионального самосознания); 4) информационный (знакомство студентов с современными взглядами на профессиональную деятельность менеджеров, профессиональную карьеру); 5) интегративный (выстраивание перспективы своего профессионального роста, формирование ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности).
Первый этап развивающей работы включал в себя участие студентов с первым и вторым уровнями развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие себя». В результате его проведения было установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные сдвиги в формировании когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания. Мы наблюдаем существенные изменения по шкалам интегральное самоотношение – 47,3, самоуважение – 50,7, аутосимпатия – 49,3, самоподдержка – 49,6.
Подростковые
группировки
Криминологический аспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом внимания является человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминальное поведение.
Отмечают ряд особенностей личности подростков, ...
Общее представление о профессии. Классификация профессий
Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получа ...
Отличительные признаки характера
Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы. Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека к людям, с другой стороны—индивидуальными особенност ...