Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Анализ и интерпретация полученных результатов

Анализ и интерпретация полученных результатов
Страница 1

Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы.

Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников

Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (когда у них просят сделать вертушку и подарить ее малышам).

Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что вертушка еще не использовалась детьми в игре, и им хотелось бы ее тут же опробировать в деле. В то время когда им экспериментатор предлагает подарить новое изделие малышам после его изготовления, кроме того с лодочками они уже играли, у них уже есть по одной, а потому интерес к ним достаточно поостыл.

Таким образом, можно заключить, что на втором этапе исследования у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личные мотивы. Именно они направляют их поведение в случае, когда что-то новое и интересное попадает в поле их зрения. Ребенку дошкольнику трудно удержаться, что бы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенный интерес.

Кроме того, надо учесть, что в своих ответах многие детьми достаточно логично аргументировали свою позицию по отношению к предлагаемому выбору. Например, Алексей Р. (младшая группа) в первом случае ответил, что лодочка у меня есть, пусть и у малышей будет. Во втором случае, что себе я еще сделаю, а малыши не смогут. Такой ответ можно отнести к действенности общественного мотива только во втором случае, так для первого случая пояснение имеет скорее личностный оттенок.

В этом смысле можно говорить об определенно недаработанности самой используемой методики.

Также заслуживают внимание ответы Евгения С. (старшая группа испытуемых) и Татьяны Ж. (младшая группа испытуемых). Оба дошкольника ссылаются на то, что у них есть младшие сестры и братья, а потому им необходимо помогать. Вероятно, что у тех детей, которые воспитываются в семье не одни, общественные мотивы поведения будут представлены ярче. Однако для подобного рода заключений необходимо проведение исследования с группами детей, которые воспитываются одни и которые имеют братьев и сестер. Так как, например, Татьяна Ж. на втором этапе все-таки решила оставить вертушку себе, в отличие от Евгения.

Другим интересным фактом, заслуживающим внимание в контексте проведенного исследования является то, что и в первой и во второй серии эксперимента количество общественных мотивов у старших детей в два раза больше чем у младших (см. таблицу выше).

Такой результат можно объяснить только тем, что старшие дети имеет более произвольную сферу самоконтроля. Представленность необходимости общественного в их сознании занимает важное место и в связи с большим личностным развитием, и в связи с желанием поскорее стать взрослыми, а также соответствием своему новому статусу будущего ученика. Именно переживание этого статуса преддошкольника может вызывать у них чувство покровительства по отношению к младшим своим товарищам.

Поэтому и в ответах детей, принадлежащих к старшей группе можно чаще встретить такие как: «Я уже большой и должен помогать младшим. Потому, что малышам надо помогать».

Таким образом, в заключение данной главы, на основании проведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами. Однако в зависимости от возраста ребенка могут преобладать либо те либо другие. Так для старших детей по сравнению с младшими в большем количестве случаев характерен выбор общественных мотивов.

Вторым значимым фактором, выявленным в ходе исследования, является характер осуществляемого выбора. Дошкольникам сложнее руководствоваться общественными мотивами в своем поведении, особенно когда выбор касается того, что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.

Страницы: 1 2


Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты. Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существуе ...

Валидность как свойство психологического текста
Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. "Валидность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой пробле ...

Функции лидера молодежной неформальной группы
Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций. В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы: · Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит де ...

Категории