Введение
Общеизвестно, что в психоанализе существует огромное множество различных теоретических точек зрения. Не к этому стремился и не этого ожидал его гениальный создатель Зигмунд Фрейд. Всю свою жизнь он напряженно стремился четко определить параметры новой науки о психике, а также старался сохранить целостность и единство своего предприятия.
Это же относится и к явлению переноса. В его открытии заслуга Фрейда. Но наука не стоит на месте, да и одной человеческой жизни мало для того, чтобы разобраться во всех её нюансах, поэтому и во взглядах на перенос и работу с ним произошли определенные изменения. Свой вклад в разработку данного явления, помимо многих других аналитиков, внес и Хайнц Кохут. В частности он занимался исследованиями переносов при нарциссических нарушениях личности. Xайнц Кохут на основании проведенных исследований пришел к выводу, что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл нарциссические виды переноса, описал их и разработал аналитическую технику работы с ними. Это стало началом новой эпохи психоанализа, так как резко расширился спектр психопатологии, в котором психоанализ стал теперь эффективным.
Таким образом, Кохут стал обнаруживать не только нарциссический перенос в патологических случаях, но и нарциссический компонент переноса у пациентов с неврозами переноса, а также нарциссический контекст отношений у нормальных людей. Для невротических пациентов этот аспект переноса не актуален. Но он актуален для огромного числа пациентов, страдающих патологией, не поддающейся анализу при использовании техники Фрейда. Иначе говоря, он актуален для лечения пограничной и психотической патологии. Для многих тяжелых пациентов нарциссический перенос является единственной ниточкой, ведущей к здоровью. Эту нить очень легко порвать самым малейшим пренебрежением к пациенту. Обнаружение, поддержание и развитие этого переноса является очень трудной задачей для аналитика, требующей особой аккуратности, скрупулезности, постоянной эмпатии и даже озабоченности, похожей на материнскую.
Определение и исследование переносов при нарциссических нарушениях ставит ряд фундаментальных теоретических проблем, которые не сводятся к неясностям, возникающим из-за сложности клинических состояний. Если постулировать наличие переносов при нарциссических нарушениях, то можно выразить эти проблемы в виде следующих вопросов: что понимается под термином «перенос»? И уместно ли использование этого понятия в теоретических формулировках, касающихся нарциссических структур и их мобилизации в процессе психоаналитической терапии, по аналогии с формулировками, касающимися неврозов переноса?
Исходя из этого, можно определить цель данной работы: выявить сходства и различия между неврозом переноса и нарциссическим переносом (на примере зеркального переноса).
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- провести анализ научной литературы, посвященной проблеме переноса;
- рассмотреть различные точки зрения на перенос;
- подробно рассмотреть явление зеркального переноса;
- выявить характерные черты переноса;
- уделить внимание психоаналитической работе с зеркальным переносом;
- выявить особенности работы аналитика с нарциссическими нарушениями личности.
Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока:
· адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;
· обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.
Важное значение в процессе адаптации ребенка играет целенаправленная психокоррекционная работа. При состав ...
Основные понятия в супервизии
Супервизия —
буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Однако института супервизорства у нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэ ...
