Введение

Общеизвестно, что в психоанализе существует огромное множество различных теоретических точек зрения. Не к этому стремился и не этого ожидал его гениальный создатель Зигмунд Фрейд. Всю свою жизнь он напряженно стремился четко определить параметры новой науки о психике, а также старался сохранить целостность и единство своего предприятия.

Это же относится и к явлению переноса. В его открытии заслуга Фрейда. Но наука не стоит на месте, да и одной человеческой жизни мало для того, чтобы разобраться во всех её нюансах, поэтому и во взглядах на перенос и работу с ним произошли определенные изменения. Свой вклад в разработку данного явления, помимо многих других аналитиков, внес и Хайнц Кохут. В частности он занимался исследованиями переносов при нарциссических нарушениях личности. Xайнц Кохут на основании проведенных исследований пришел к выводу, что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл нарциссические виды переноса, описал их и разработал аналитическую технику работы с ними. Это стало началом новой эпохи психоанализа, так как резко расширился спектр психопатологии, в котором психоанализ стал теперь эффективным.

Таким образом, Кохут стал обнаруживать не только нарциссический перенос в патологических случаях, но и нарциссический компонент переноса у пациентов с неврозами переноса, а также нарциссический контекст отношений у нормальных людей. Для невротических пациентов этот аспект переноса не актуален. Но он актуален для огромного числа пациентов, страдающих патологией, не поддающейся анализу при использовании техники Фрейда. Иначе говоря, он актуален для лечения пограничной и психотической патологии. Для многих тяжелых пациентов нарциссический перенос является единственной ниточкой, ведущей к здоровью. Эту нить очень легко порвать самым малейшим пренебрежением к пациенту. Обнаружение, поддержание и развитие этого переноса является очень трудной задачей для аналитика, требующей особой аккуратности, скрупулезности, постоянной эмпатии и даже озабоченности, похожей на материнскую.

Определение и исследование переносов при нарциссических нарушениях ставит ряд фундаментальных теоретических проблем, которые не сводятся к неясностям, возникающим из-за сложности клинических состояний. Если постулировать наличие переносов при нарциссических нарушениях, то можно выразить эти проблемы в виде следующих вопросов: что понимается под термином «перенос»? И уместно ли использование этого понятия в теоретических формулировках, касающихся нарциссических структур и их мобилизации в процессе психоаналитической терапии, по аналогии с формулировками, касающимися неврозов переноса?

Исходя из этого, можно определить цель данной работы: выявить сходства и различия между неврозом переноса и нарциссическим переносом (на примере зеркального переноса).

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

- провести анализ научной литературы, посвященной проблеме переноса;

- рассмотреть различные точки зрения на перенос;

- подробно рассмотреть явление зеркального переноса;

- выявить характерные черты переноса;

- уделить внимание психоаналитической работе с зеркальным переносом;

- выявить особенности работы аналитика с нарциссическими нарушениями личности.


Дети с дефектами зрения
Причины дефектов зрения Причины слепоты могут быть врожденными: токсоплазмоз в период эмбрионального развития, другие инфекционные заболевания матери в период беременности, нарушение у нее обменных процессов, воспалительные заболевания. Некоторые виды слепоты могут передаваться по наследству. Известны также следующие врожденные дефекты ...

Реконструирование методами психосемантики представлений об Архетипе
Современная психотехническая литература пестрит богатством тематики и включает в себя не только психологию, а и эзотерику, магию и даже «стервологию», что не может не отображаться на модели мира современной молодежи. На архетипическом уровне образ ведьмы связан в коллективном бессознательном с архетипом Великой Матери, имеющим 4 основн ...

Характеристика возрастной периодизации
Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми . на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием. К концу пе ...

Категории