Заключение
Понятно, почему нарциссический перенос не был так легко обнаружен, как невроз переноса. Невроз переноса, будучи объектным переносом, проявляется намного более явно в контексте отношений, чем нарциссический перенос. Обнаружение нарциссического переноса требует намного большей чувствительности аналитика, чем обнаружение объектного переноса. Только в редких случаях грубой нарциссической патологии он виден явно, но для аналитика, не вооруженного теорией Кохута, он ощущается как «полная неспособность к переносу».
То же можно сказать и об этических правилах: если человек их придерживается, то болезненно-нарциссическая сторона отношений остается для него незаметной. Для того эти нормы и были выработаны. Поэтому Фрейд, тщательно соблюдая все правила «не видел» нарциссического контекста отношений, нарциссических переносов. Конечно, в случаях нарциссической патологии даже соблюдение правил этики не спасает людей от нарциссических конфликтов. Кроме того, даже у «нарциссически нормальных» людей существуют особо значимые ситуации с особо значимыми объектами, столкновение с которыми ведет к конфликту и боли даже при соблюдении правил этики. Чаще всего люди бессознательно избегают таких болезненных ситуаций, поскольку имеют травматический опыт и выработанную систему защит. Это защитное избегание эмоционально заряженных отношений принималось Фрейдом за неспособность образовывать перенос.
Во многом благодаря Кохуту вид патологии вообще перестал играть роль в предписании психоаналитического лечения. В основном оценка состояния пациента базируется на силе Я и других показателях, а вид патологии имеет значение только для выбора вида аналитической техники (или психоанализ в чистом виде, или экспрессивная психоаналитическая психотерапия, или экспрессивно-поддерживающая, или поддерживающая). Произошло то, что предсказывал Фрейд: найдены новые формы психоанализа, которые помогают тем пациентам, которым не помогал фрейдовский анализ. Для этого понадобилось опровергнуть некоторые утверждения самого Фрейда.
Необходимо отметить, что даже самые чистые формы зеркального переноса в узком значении термина, встречающиеся при анализе нарциссических нарушений личности, не являются точными копиями нормальной фазы развития. Они также представляют собой регрессивно измененные варианты потребностей ребенка во внимании, одобрении и подтверждающем отклике в ответ на его присутствие и всегда содержат примесь тирании и чрезмерного стремления обладать, свидетельствующих об усилении орально- и анально-садистских элементов влечения, порожденных сильнейшей фрустрацией и разочарованиями. Тем не менее зеркальный перенос в строгом значении слова имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлению нормальной фазы развития, зеркальный перенос имеет тенденцию все больше становиться похожим на нормальную стадию развития, то есть садистские элементы ослабевают, а потребности в любви, привязанности и отзывчивости становятся более сильными и приносят примерно такое же удовольствие, которое можно обнаружить в соответствующих определенной фазе развития взаимодействиях родителя и ребенка.
Проблема психологии террористической угрозы
Актуальность данной темы заключается в том, что терроризм оказался очень эффективной и экономичной версией войны: с минимальными военными затратами на максимальную дестабилизацию состояния населения страны-противника.
На современном этапе развития общества, в век постоянных конфликтов и войн, современный терроризм приобретает такие чер ...
Образ г. Екатеринбурга в телевизионном аспекте
Если говорить об образе города, то частично можно обратиться к понятию маркетинга города, а именно к информационному маркетингу. Информационный маркетинг города – это совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения ...
Модель «невмешательства в жизнь ребенка»
· Характерные черты:
Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;
Способы общения:
реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие.
Тактика общения:
«мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».
Взгляд на ребенка
как на обузу, досадную поме ...