Материалы » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе. Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе. Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.
Страница 3

Так, по мнению И. С. Кона, на формирование девиантного поведения подростков могут оказывать влияние социальные факторы, перестройка Я-концепции, патологии психического здоровья, а также индивидуально-личностные факторы, среди которых И. С. Кон особо выделял локус контроля и уровень самоуважения.

А. В. Петровский в концепции персонализации личности рассматривает потребность индивида быть "идеально представленной" в сознании значимых других людей личностью, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе [13]. Однако потребность быть личностью (стремление подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость) может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью. Личность А. В. Петровский определял как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

А. В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами социальной жизни; отрочество - период индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. В процессе социализации человек примеряет на себя различные роли. Это положение позволяет размышлять о поиске игрового содержания, которое позволило бы ребенку апробировать различные роли. Ролевое поведение помогает или закрыть каналы личной информации, которые он не хочет проявить перед обществом, или внедриться глубоко в деятельность и сознание, что превращается в его "Я".

Разрыв между потребностью и способностью «быть личностью» может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения [13].

Отсюда можно сделать вывод, что формирование адекватного поведения подростка, по А. В. Петровскому, зависит от его «способности быть личностью», что в свою очередь определяется той средой, в которой происходит развитие ребенка посредством общения, предметной и игровой деятельности, ориентации на значимых людей.

В.С. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям» [14, стр. 183]. При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание» [14, стр. 184]. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Так как крайним вариантом обособления является отчуждение от себя, других и мира в целом, причина отклоняющегося поведения может лежать в деперсонализации личности, выражающейся в отсутствии личностной позиции, недоверии другим, уходе от общения с окружающими и даже суицидальных тенденциях.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру.[7] Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенн ...

Личностная направленность специалиста психолога
Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое ...

Выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у специалистов, практикующих в сфере медицинской и психологической помощи людям
Проблема эмоционального выгорания, безусловно, в большей или меньшей степени, касается каждого специалиста работающего в сфере «человек-человек»: учителей, врачей, психологов и т.д. Каждый день, решая проблемы других людей, специалисты этой группы могут начать постепенно «экономить» свои эмоции. Это приводит не только к ухудшению физиче ...

Категории