Материалы » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе. Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.

Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе. Отечественная психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения.
Страница 1

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь [1, 2]. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.

Так, Л. С. Выготский считает, что специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. «Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [2].

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности.

Следовательно, характер воспитания и поведения человека рассматриваются Л. С. Выготским в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается. Таким образом, с этой позиции феномен девиантного поведения рассматривается как результат влияния социальной среды. Именно в ней формируется фон поведенческого отклонения, играющий, как правило, активную роль.

Рассматривая девиации психосоциального развития подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая деятельность в пубертатном периоде имеет такие компоненты как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, выделяют три ключевых вида «деятельностных деформаций», которые являются базовыми основаниями отклоняющегося поведения подростков [6, стр. 404-411].

Во-первых, это ситуация, когда ведущая в младшем школьном возрасте учебная деятельность в своей традиционной форме остается и в отрочестве. Последствиями могут стать подмена учебной деятельностью деятельности учебно-профессиональной, а также невозможность включения подростка в полноценное интимно-личностное общение с взрослыми и особенно со сверстниками. В этом случае социальная функция отрочества как стадии интеграции детства и адаптационной ступени зрелости не реализуется.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие «восприятия»
Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душ ...

Мозг и сознание
Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание — функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу». Конкретизируя такое определение, Д.И. Дубровский подчеркивае ...

Введение. Средневековье – IV–XIV в.
История средних веков связана с возникновением, развитием и упадком феодального строя. Упадок в культуре и образовании, закрываются многие известные школы (Афинская), следствием этого становится снижение уровня образования населения. Исчезают крупные города. Для этой эпохи характерны постоянные войны, набеги, эпидемии. Мировоззрение л ...

Категории