Материалы » Философские истоки концептуальной психотерапии » Философские истоки концептуальный психотерапии

Философские истоки концептуальный психотерапии
Страница 1

В своей весьма своевременной, и как его в Штатах окрестили «провокационной», статье «Лингвистическая феноменология путей познания и его применение в исследовании психотерапии и в интеграции психотерапии» R. Elliott (Elliott, 2008) настаивает на том, что психотерапевты-специалисты должны усовершенствоваться не только в методах клинической работы и исследования, но и в философских концепциях лежащих в основе этих же методов. И более того именно эти философские концепции, или же философские основания применяемых нами терапевтических методов должны вести нас в нашей клинической практике (Elliott, 2008). Хотя и некоторые коллеги из Принстона и Техасского университета частично окритиковали данную статью Elliott R. (Woolfolk & Richardson, 2008) обвиняя автора в строгом философском сциентизме в некоторых вопросах конструирования методологических оснований терапевтических воздействий, однако же главная идея которая заключается в том, что всякий психотерапевтический метод, всякая психотерапевтическая теория должна основываться на определенных философских концепциях, принимается большинством специалистов безоговорочно – сам сэр Исаак Ньютон говорил: «Если я видел дальше, чем другие, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Концептуальная психотерапия, которая разрабатывается и практикуется автором данных строк, является одним из тех современных интегративных психотерапевтических направлений которое берет свое начало с недр философской науки, и данная статья призвана проявить основные философские очертания концептаульной психотерапии.

Согласно Аристотелю, Сократ в молодости посетил Дельфы и его взволновала и захватила надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Как отмечают специалисты, философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии (Нерсесянц, 1977; стр. 13). Человек и человеческое познание стали центральной проблемой философии Сократа и главной темой почти всех его бесед. И в этом отношении концептуальная психотерапия подобно сократовской философии имеет дело не с бытием, а со знанием о бытии. Именно со знанием, которое является в некоторой степени субъективным и имеет самые разные очертания у разных людей.

Краегольным камнем философии Концептуальной психотерапии является теория познания, в теоретическом свете которой наиболее важной является проблема познания бытия и конструирования реальности (Бегоян, 2009c). Эта проблема всегда была основным объектом измышлений мыслителей всех времен: особенности возникновения знаний, идей, опыта всегда волновали умы философов и нередко становились причиной полемик и горячих споров.

Относительно познания бытия еще Парменид Элейский в V в. до н.э. отличал два пути – «путь истины» и «путь мнения», которые дают две картины мира: мир единого и вечного бытия и противостоящий ему кажущийся мир мнения (Diels, 1964). То есть перед человеком предстают две картины, два пути определения и изучения онтологических явлений и реалий – научная пресуппозиция объективного существующего мира и субъективный мир личности. При определении выбора «пути», естественно, необходимо исходить из поставленных перед познанием задач: задается ли человек целью постичь бытие как объективную, независящую от его сознания экзистенцию, всеобъемлющую сущность или его интересует последнее лишь в психосоциальной плоскости, т.е. существующие в общественном сознании и опыте представления об этом мире, а именно – каким «видит» и «знает» этот мир, как отдельная личность, так и общество вообще.

Страницы: 1 2 3 4


Зеркальный перенос
Зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важной человеческой потребности в «эмпатическом резонансе». Чтобы себя узнавать, каждому из нас нужно смотреться в зеркало, и, чтобы ощущать свое бытие, признание со стороны окружающих и ценность, которую мы для них представляем, все мы испытываем потребность в эмпатическом резонансе. Т ...

Социальная ситуация развития личности в дошкольный период
По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребено ...

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение котор ...

Категории