Материалы » Философские истоки концептуальной психотерапии » Философские истоки концептуальный психотерапии

Философские истоки концептуальный психотерапии
Страница 4

Основываясь на теоретико-методологических принципах G. Bachelard (1884–1962) – французского философа, основоположника неореализма как подхода в философии науки – – КСЛ как предмет познания концептуального психоанализа и объект воздействия концептуальной психотерапии: 1) не есть непосредственная и очевидная данность обыденного опыта; 2) в конечном счете, есть проекция, реализованный проект, «перспектива определенных идей разума»; 3) в таковом качестве он: а) подвержен изменениям в процессе дальнейшего познания (по мере накопления опыта и возрастания адекватности измерений), б) также, является научным конструктом требующим критического отношения к себе и проявляюет себя «в» и «за» определенной исторической социокультурной данностью (Грицанов, 2002).

Исследования КСЛ, в рамках Концептуальной психотерапии, основываются на Трехлокусном подходе (о котором упоминалось чуть выше) – теоретико-методологическом подходе – которая основывается на идеях C. Popper (1902–1994) – британского философа, логика и социолога – о глобальном миропредставлении, мировосприятия которое выступает C. Popper в обличии теории трех миров: мира явлений физических; мира субъективных, т.е. ментальных и психических состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и неподтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.) (Грицанов, 2002). Суть самого Трехлокусном подхода в том что результаты исследований должны представляться и интерпретироваться с учетом трех локусов, или точек зрений – социумной («социальные представления» – S. Moscovici; «системы фантазий» – R. Lang), субъектной («путь мнения» – Парменид Элейский; «мнение» – Платон; «мир субъективных состояний сознания» – C. Popper;) и научно-объективной («путь истины» – Парменид Элейский; «подлинное знание» – Платон; «мир объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта» – C. Popper).

В заключении хотелось бы сделать акцент на концепции КСЛ, так как именно она является базисной теоретико-философской основой концептуальной психотерапии и в некотором смысле предопределяет природу и направленность методов и техник психотерапии.

Концептуальная система (т.е. объект концептуального психоанализа – Б.А.) по версии R. Avenarius, одного из основателей эмпириокритицизма (1843–1896), есть не что иное как содержание опыта, которое включает в себя то, что есть данное из меня, из среды и из зависимостей между частьями опыта (Грицанов, 2002). Однако природу КСЛ и основные его особенности более точно можно выразить словами знаменитого итальянского философа J. Vico (1668–1744): «человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной… он из самого себя сделал целый Мир. <…> человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими» (Грицанов, 2002). И именно с этими словами J. Vico психотерапевт должен каждый раз встречать и провожать клиента…

Страницы: 1 2 3 4 


Разновидности любви
Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви[2]. Первая разновидность – любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить – и в постели, и вне ...

Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и мет ...

Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латы ...

Категории