Философские истоки концептуальный психотерапииСтраница 4
Основываясь на теоретико-методологических принципах G. Bachelard (1884–1962) – французского философа, основоположника неореализма как подхода в философии науки – – КСЛ как предмет познания концептуального психоанализа и объект воздействия концептуальной психотерапии: 1) не есть непосредственная и очевидная данность обыденного опыта; 2) в конечном счете, есть проекция, реализованный проект, «перспектива определенных идей разума»; 3) в таковом качестве он: а) подвержен изменениям в процессе дальнейшего познания (по мере накопления опыта и возрастания адекватности измерений), б) также, является научным конструктом требующим критического отношения к себе и проявляюет себя «в» и «за» определенной исторической социокультурной данностью (Грицанов, 2002).
Исследования КСЛ, в рамках Концептуальной психотерапии, основываются на Трехлокусном подходе (о котором упоминалось чуть выше) – теоретико-методологическом подходе – которая основывается на идеях C. Popper (1902–1994) – британского философа, логика и социолога – о глобальном миропредставлении, мировосприятия которое выступает C. Popper в обличии теории трех миров: мира явлений физических; мира субъективных, т.е. ментальных и психических состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и неподтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.) (Грицанов, 2002). Суть самого Трехлокусном подхода в том что результаты исследований должны представляться и интерпретироваться с учетом трех локусов, или точек зрений – социумной («социальные представления» – S. Moscovici; «системы фантазий» – R. Lang), субъектной («путь мнения» – Парменид Элейский; «мнение» – Платон; «мир субъективных состояний сознания» – C. Popper;) и научно-объективной («путь истины» – Парменид Элейский; «подлинное знание» – Платон; «мир объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта» – C. Popper).
В заключении хотелось бы сделать акцент на концепции КСЛ, так как именно она является базисной теоретико-философской основой концептуальной психотерапии и в некотором смысле предопределяет природу и направленность методов и техник психотерапии.
Концептуальная система (т.е. объект концептуального психоанализа – Б.А.) по версии R. Avenarius, одного из основателей эмпириокритицизма (1843–1896), есть не что иное как содержание опыта, которое включает в себя то, что есть данное из меня, из среды и из зависимостей между частьями опыта (Грицанов, 2002). Однако природу КСЛ и основные его особенности более точно можно выразить словами знаменитого итальянского философа J. Vico (1668–1744): «человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной… он из самого себя сделал целый Мир. <…> человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими» (Грицанов, 2002). И именно с этими словами J. Vico психотерапевт должен каждый раз встречать и провожать клиента…
Парапсихология - сущность и значение
Термин парапсихология имеет два значения. В первом своем значении слово "парапсихо- логия" используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти, будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной ...
Характеристика особенностей памяти при нормальном и нарушенном онтогенезе
Память представляет собой процесс сохранения информации о раздражителе после прекращения действия раздражителя. Основные характеристики памяти: длительность формирования следов, их прочность и продолжительность удержания, объем запечатленного материала, точность его считывания, особенности воспроизведения. Мнестическая деятельность обес ...
Анализ уровня
представления, его специфика, отличие от других уровней.Познавательные уровни человека. Восприятие.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действ ...