Философские истоки концептуальный психотерапииСтраница 4
Основываясь на теоретико-методологических принципах G. Bachelard (1884–1962) – французского философа, основоположника неореализма как подхода в философии науки – – КСЛ как предмет познания концептуального психоанализа и объект воздействия концептуальной психотерапии: 1) не есть непосредственная и очевидная данность обыденного опыта; 2) в конечном счете, есть проекция, реализованный проект, «перспектива определенных идей разума»; 3) в таковом качестве он: а) подвержен изменениям в процессе дальнейшего познания (по мере накопления опыта и возрастания адекватности измерений), б) также, является научным конструктом требующим критического отношения к себе и проявляюет себя «в» и «за» определенной исторической социокультурной данностью (Грицанов, 2002).
Исследования КСЛ, в рамках Концептуальной психотерапии, основываются на Трехлокусном подходе (о котором упоминалось чуть выше) – теоретико-методологическом подходе – которая основывается на идеях C. Popper (1902–1994) – британского философа, логика и социолога – о глобальном миропредставлении, мировосприятия которое выступает C. Popper в обличии теории трех миров: мира явлений физических; мира субъективных, т.е. ментальных и психических состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и неподтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.) (Грицанов, 2002). Суть самого Трехлокусном подхода в том что результаты исследований должны представляться и интерпретироваться с учетом трех локусов, или точек зрений – социумной («социальные представления» – S. Moscovici; «системы фантазий» – R. Lang), субъектной («путь мнения» – Парменид Элейский; «мнение» – Платон; «мир субъективных состояний сознания» – C. Popper;) и научно-объективной («путь истины» – Парменид Элейский; «подлинное знание» – Платон; «мир объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта» – C. Popper).
В заключении хотелось бы сделать акцент на концепции КСЛ, так как именно она является базисной теоретико-философской основой концептуальной психотерапии и в некотором смысле предопределяет природу и направленность методов и техник психотерапии.
Концептуальная система (т.е. объект концептуального психоанализа – Б.А.) по версии R. Avenarius, одного из основателей эмпириокритицизма (1843–1896), есть не что иное как содержание опыта, которое включает в себя то, что есть данное из меня, из среды и из зависимостей между частьями опыта (Грицанов, 2002). Однако природу КСЛ и основные его особенности более точно можно выразить словами знаменитого итальянского философа J. Vico (1668–1744): «человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной… он из самого себя сделал целый Мир. <…> человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими» (Грицанов, 2002). И именно с этими словами J. Vico психотерапевт должен каждый раз встречать и провожать клиента…
Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе
Понятие «агрессия» происходит от латинского «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стал ...
Анна Фрейд
Дочь и преемница знаменитого Фрейда, впоследствии основательница детского психоанализа, родилась в Вене 3 декабря 1895 года и была младшей из шести детей в семье Зигмунда и его жены Марты. "Я появилась на свет лишь благодаря нелюбви моего отца к контрацепции", – признавалась Анна. Он считал, что все существовавшие на тот момен ...
Социальные формы познавательной деятельности
Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве (технический проект самолета рождается в КБ, но идеи, воплощенные в нем, возникают в головах конкретных сотрудников). Однако результаты индивидуального познания передаются другим людям, включаются в общественное сознание, в социал ...