Материалы » Философские истоки концептуальной психотерапии » Философские истоки концептуальный психотерапии

Философские истоки концептуальный психотерапии
Страница 2

Общественное «видение» реальности отражается в какой то мере и в науке, и в обыденном сознании, и в искусстве и т.д. Однако субъективное представление о мире отдельной личности презентируются лишь в ее психике, особенности которой (для постороннего наблюдателя) проявляются лишь во внешней активности человека. Именно эта внутренняя картина и представляет наибольший интерес для концептуальной психотерапии. Это то, что называется «образом мира» (в трактовке А.Н. Леонтьева) или «концептуальной системой личности» (далее КСЛ / PCS – Person Conceptual System). Далее Парменид отмечает, что «путь мнения» – это необходимый способ объяснения чувственного мира, навязываемый людям их чувствами, воспринимающими множественность, изменчивость, возникновение и уничтожение вещей (Богомолов, 1985; стр. 83). И в этом отношении необходимость объяснения внутренней картины мира, концептуальной системы личности, вне всяких сомненинй, считается важным не только в концептуальной психотерапии, но и почти во всех психотерапевтических направлениях. И для решения этой задачи в Концептуальной Психотерапии чаще всего прибегают к «теории системы реальностей личности» (ТСРЛ/

TPRS – The Theory of the Person Reality System). (Бегоян, 2009a, 2009b). ТСРЛ – это научный подход, метод дифференциации и презентации внутреннего психического пространства личности (модели мира, концептуальной системы) в целях оптимизации процесса диагностики и терапии путем погружения во внутренний мир субъекта. Этот подход не является самим методом терапевтического вмешательства (Бегоян, 2009a, 2009b). Так Платон, разграничивая научное знание («подлинное знание») и «мнение», придавал важное значение именно мнению. И в этом отношении методология науки всячески старается осмыслить и своими средствами эксплицировать объективность знания, выделить «знание в собственном смысле». В современной философии целостная концепция объективности научного знания разработана C. Popper, которое имеет очень много общих черт с учением E. Husserl. Свою философскую позицию C. Popper характеризует как «наивный реализм», согласно которому реальны и физический мир, и сознание, и психические переживания других людей (Хачатрян, 1977; стр. 170, 173). Эти теоретические положения наивного реализма разделяет и концептуальная психотерапия.

Исходя из дальнейших размышлений Парменида, можно придти к одному из основных положений концептуальной психотерапии о том, что человеку подвластно силою разума выйти за границы чувственного познания к миру умопостигаемому. И Парменид настолько уверен в превосходстве разума над чувствами, что готов сделать сущим то, что мыслится, в его отличие от того, что воспринимается чувствами (Богомолов, 1985; стр. 84), и что реально лишь то, что мыслимо (Грицанов, 2002). Однако в концептуальной психотерапии постулируется, что чувственное и мыслимое выступают как неразрывно связанные психические содержания (гештальт-концепты), которые, в принципе, и являются для личности единственной и истинной реальностью. В этом аспекте, знаменитый тезис Протагора «человек есть мера всех вещей» является приемлемым положением для концептуальной психотерапии. Ибо «человек-мера» означает, что «какой мне кажется вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». Ведь мы (согласно Платону) слышим, т.е. чувственно воспринимаем чужую речь, но не понимаем ее, т.е. не знаем, что имеется ввиду. Человек выступает мерой всех вещей выступает, в конечном счете, и у Сократа; однако если у Протагора это ощущения и чувства человека, то у Сократа – это разум и знание человека (человек как мыслящее существо) (Нерсесянц, 1977; стр. 26, 27). Хотя Концептуальная психотерапия основывается на вышеуказанных утверждениях, однако это не означает, что игнорируется факт существования объективного положения вещей, и что можно постичь, в некотором отношении, адекватности в своих представлениях. Так как со стороны Концептуальной психотерапии безоговорочно принимается диалектико-материалистическое положение о том, что явления внешнего мира существуют до и независимо от сознания человека и человечества, но объектом познания становятся фрагменты, аспекты, части материального мира выделенные субъектом познания. И именно поэтому сегодня исследователи и терапевты в рамках Концептуальной психотерапии при исследовании личности придерживаются Трехлокусного подхода (ТЛП / TLA – The Three-Locus Approach – Бегоян, 2009d), о котором речь пойдет чуть ниже.

Страницы: 1 2 3 4


Мотивация творчества
В.Н. Дружинин пишет: В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом. Таким образом, через творчество осуществл ...

Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвя ...

Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст как переходный период.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс ...

Категории