Философские истоки концептуальный психотерапииСтраница 3
Конструкция учения Протагора такова: если вещи постоянно изменяются и в то же время доступны нашему пониманию только в этих изменениях, то подлинной формой их существования является относительность. На фоне относительности бытия оказываются относительными, текучими и изменчивыми и все понятия, варьирующиеся в зависимости от состояния как материи, так и субъекта (Богомолов, 1985; стр. 120). И это положение перекликается с тем тезисом, что гештальт-концепты, являются некими, постоянно подвергаемыми реконструкции, когнитивно-аффективно-поведенческими конструктами.
Концептуальная психотерапия исходит из того, что как отдельные гештальт-концепты, так и КСЛ вообще, влияют на процесс познания, восприятия определенным образом искажая его. И, что искажение это, в основном происходит «в пользу» уже имеющихся представлений или выражаясь понятиями концептуальной психотерапии – «сценария развития». И это, естественно, не осознается личностью. Так вот, еще киренаики (IV–III вв. до н.э.) предполагали, что невозможно сказать что именно вызвало то или иное ощущение – восприятия наших собственных или внешних вещей. Ведь человек, страдающий желтухой, видит все в желтом цвете. «И по этому самому, по крайней мере относительно наших собственных ощущений, никто из нас не находится в заблуждении, относительно же внешнего субстрата мы все сбиваемся» (Богомолов, 1985; стр. 131–132. Секст Эмпирик. Против ученых).
Относительно адекватности и неадекватности восприятия и конструируемых понятий, интересны взгляды античных стоиков. Так например, «фантасия» представляет собой непосредственное и убедительное впечатление, рождаемое предметом; «фантастон» (воображаемое) – образ, производный от фантасии, но не связанный непосредственно с предметом; «фантастикон» – фантазия в современном смысле, т.е. пустой призрак, рождаемый воображением, и наконец «фантасма» – призрачное представление, возникающее в состоянии безумия или исступления. Следовательно, стоицизм обращает внимание на активность субъекта в акте познания. Если воображение в силу этой активности может рождать пустые призраки, то объективное восприятие возбуждает «согласие» субъекта. И акт осознания, включающий этот момент, получил название «каталепсис» (постижение) (Богомолов, 1985; стр. 271). Проблематика адекватности и неадекватности восприятия занимает важное, можно сказать фундаментальное, место в теоретико-практических исследованиях концептуальной терапии. Так, как основываясь на известном тезисе стоиков о том, что понятия формируются на основе чувственного восприятия и сознательной деятельности ума, концептуальная психотерапия не может не сделать объектом своего изучения сам процесс восприятия и его особенности (адекватность-неадекватность, условия и т.д.).
J.P. Sartre (1905–1980) – французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма – в качестве универсальной структуры личности выявил ее «фундаментальный проект» – недостижимое стремление стать Богом, т.е. тотальным бытием, сознанием, которое было бы одновременно основанием собственного бытия-в-себе (Грицанов, 2002). И это стремление острее проявляется во внутренних механизмах и законах конструкции КСЛ, которая (КСЛ) являясь одним целостным гештальтом, истинной сущностью личности, главной характеристикой индивидуальности, постоянно стремиться к состоянию завершенности, самодостаточности и исключительности.
Методологический подход к проблеме ценностно-смыслового развития студентов
Обзор и анализ исследований ценностно-смысловой сферы личности позволяет сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности конца ХХ – начала ХХI вв. делается упор на методологические аспекты данной реальности и ее развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так и понимания их харак ...
Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.
Синдром дефицита внимания
– это неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, ко ...
Структура общения
Существует несколько подходов к структуированию общения.
Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:
Общение
Коммуникативная Интер ...