Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем
профессионального самоопределенияСтраница 1
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются на профессии, которые кажутся им современными, престижными и даже "выгодными", в некоторой степени заменяя идеальный образ профессионала "идеальным образом жизни". В результате учащиеся общеобразовательных школ и даже студенты либо принимают не до конца осознанное решение относительно профессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Всë это в определенной мере может препятствовать успешному профессиональному самоопределению.
В ходе анализа психологической литературы нами было установлено, что для наиболее эффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности ему необходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределения лежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом, осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходе планирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать бóльших успехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, в которой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности, является профессия психолога.
В рамках нашего исследования были изучены особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов Воронежского государственного университета, обладающих разным уровнем профессионального самоопределения. Смысложизненные ориентации человека – цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией – являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяет сделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровне осмысленности жизни личности. В целом, на основе изучения смысложизненных ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. При этом согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть "продуктивными", т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий между смысложизненными ориентациями студентов-психологов с разным уровнем профессионального самоопределения в неосознаваемом компоненте и об их отсутствии в осознаваемом компоненте смысложизненных ориентаций.
Исследованием было охвачено 83 человека в возрасте от 17 до 22 лет, выборку составили студенты различной степени профессиональной подготовленности и включенности в учебно-профессиональную деятельность, из которых 47 студентов обучались на первом курсе, а 36 – на четвертом.
Для изучения осознаваемого компонента смысложизненных ориентаций студентов-психологов нами был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, а для изучения неосознаваемого компонента – методика определения временнóй перспективы Ж. Нюттена. Основными показателями для сравнения выступали следующие шкалы: "цели в жизни", "процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни", "результативность жизни или удовлетворенность самореализацией" и категории, выделенные нами в ходе анализа результатов: "настоящее" (ближайшая временнáя перспектива), "ориентация на будущее", "саморазвитие", "дело" (учеба, профессия), "социальные ценности" (религия, познание, наука), "материальные ценности", "создание собственной семьи", "забота об окружающих", "развлечения и отдых", "забота о себе" (для себя).
Развитие возрастной психологии в Новое время
(Предмет – история возрастной психологии, группа – 4ДП-21.)
Образовательная цель. Сформировать представление об особенностях развития возрастной психологии в Новое время.
Воспитательная цель. Пробудить интерес к изучению различных взглядов по проблеме психического развития в Новое время
Развивающая цель. Способствовать развитию созна ...
Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование.
Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образом, она становится необъективной и теряет нейтральность. Действительно, каждому человеку, смотрящему ...
Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.
Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях ...
