Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем
профессионального самоопределенияСтраница 1
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются на профессии, которые кажутся им современными, престижными и даже "выгодными", в некоторой степени заменяя идеальный образ профессионала "идеальным образом жизни". В результате учащиеся общеобразовательных школ и даже студенты либо принимают не до конца осознанное решение относительно профессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Всë это в определенной мере может препятствовать успешному профессиональному самоопределению.
В ходе анализа психологической литературы нами было установлено, что для наиболее эффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности ему необходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределения лежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом, осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходе планирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать бóльших успехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, в которой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности, является профессия психолога.
В рамках нашего исследования были изучены особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов Воронежского государственного университета, обладающих разным уровнем профессионального самоопределения. Смысложизненные ориентации человека – цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией – являются составляющими смысла жизни личности, изучение которых позволяет сделать выводы о временной локализации ведущих смысловых ориентиров и об уровне осмысленности жизни личности. В целом, на основе изучения смысложизненных ориентаций можно оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. При этом согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть "продуктивными", т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии различий между смысложизненными ориентациями студентов-психологов с разным уровнем профессионального самоопределения в неосознаваемом компоненте и об их отсутствии в осознаваемом компоненте смысложизненных ориентаций.
Исследованием было охвачено 83 человека в возрасте от 17 до 22 лет, выборку составили студенты различной степени профессиональной подготовленности и включенности в учебно-профессиональную деятельность, из которых 47 студентов обучались на первом курсе, а 36 – на четвертом.
Для изучения осознаваемого компонента смысложизненных ориентаций студентов-психологов нами был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, а для изучения неосознаваемого компонента – методика определения временнóй перспективы Ж. Нюттена. Основными показателями для сравнения выступали следующие шкалы: "цели в жизни", "процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни", "результативность жизни или удовлетворенность самореализацией" и категории, выделенные нами в ходе анализа результатов: "настоящее" (ближайшая временнáя перспектива), "ориентация на будущее", "саморазвитие", "дело" (учеба, профессия), "социальные ценности" (религия, познание, наука), "материальные ценности", "создание собственной семьи", "забота об окружающих", "развлечения и отдых", "забота о себе" (для себя).
Способ третий: Визуализация.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций. ...
Основная часть
Итак, рассмотрим влияние внешнего облика и речи специалиста сферы сервиса (суть продавца) на покупательские мотивы потребителя.
Первое впечатление во многом зависит от внешнего вида продавца. Организаторы торговли учитывают это и стараются соответствующим образом воспитывать свой персонал. Над ним аршинными буквами написано: "Таки ...
Ощущение.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Ощущение - простейшее из всех ...