Материалы » Психологический анализ символа в поведенческой структуре личности » Психосемантика символа - потенциал развития личности

Психосемантика символа - потенциал развития личности
Страница 1

В проведенном эмпирическом исследовании была обоснованна взаимосвязь восприятия графических символов (и придания им субъективного, детерменирующего вектор личностного развития, смысла) с категориями личностных черт предлагаемых в опросчике 16PFКетелла.

При этом Р.Кетелл также рассматривал личность именно с позиции структурного подхода.

Сам же символ может быть рассмотрен как элемент психосемантического пространства, включающего в себя интенсиональный уровень (глубинного восприятия и протекания психических состояний), а также экстенсиональный (внешний) уровень конвенционально обусловленных значений (что представлено в концепции Э.Кассирера)

При этом интенсиональные аспекты символа связанны с активным, базирующимся на индивидуальном опыте, эмоционально-окрашенным восприятием действительности.

По аналогии с концепцией Р.Кассирера К.Г.Юнга классифицировал символы на естественные (более связанные с интенсиональным архетипическим значением) и культурные (то есть предполагающие закрепленные в процессе эволюционно-исторического развития значения). При этом так называемые культурные символы наиболее полно, в рамках отечественной психологической школы, представлены в культурно исторической теории Л.С.Выготского

Говоря о психоаналитической концепции К.Г.Юнга, в психосемантическом поле символа условно можно выделить аспекты, представленные как в сознании, так и в бессознательном.

В то время как «сознательные» аспекты символа связанны с эволюционным развитием психики, а бессознательные, в свою очередь, связанны - с возвращением к более ранним стадиям онто- и филогенеза.

Преобладающая на одной из стадий историко-эволюционного развития культуры, (а в месте с ней и сознания человека), идеографическая письменность представляла собой расширение психосемантического поля знака, что позволяет нам использовать графические символы в исследовании возможного спектра субъективных значений восприятия.

Рассуждая о тенденции онто- и филогенетического развития и переходе от чувственного отражения действительности к рациональному необходимо отметить, что психосемантический спектр символа постепенно сужается, таким образом символ превращается в знак(не содержащий компонентов эмоционального отношения, «нуминозности» в терминологии К.Г.Юнга )

Таким образом, процессе эволюции происходит диссоциация (разделение) семантического поля символа: между планом его выражения и содержания.

Однако эта дихотомия преодолима, исходя из парадигмы экспериментальной психосемантики В.Ф.Петренко. Язык вербальных понятий и язык символических обозначений на основании механизма синестезии может быть редуцирован к генетически первичному коду, характеризующуюся эмоциональной насыщенностью и малоструктурированной образностью, и содержащему возможность трансформации субъективного восприятия.

Современный человек существует в системе знаково-смысловых координат, определяющих его отношение к другим людям, а также мировоззрение и самопрезентацию (Это положение рассматривается в социально-антропологических исследованиях Дж.Г.Мида, М.Вебера, К.Гирца и др.)

Адаптация индивида к новым условиям возможна в ходе реинтерпретации семантического пространства символа, субъективного пересмотра ранее конвенционально установленных обозначений. При этом иногда происходит разрушение старой системы символических координат, детерминирующих социальное бытие человека.

Как же соотносятся понятия «символ» и «смысл» ? В.П.Зинченко рассматривал смысл как культурный концепт, включающий в себя некую психологическую структуру, за которой стоит сложная многогранная реальность.

При этом нам также представляется целесообразным сравнить подобную смыслообразующую психологическую структуру с понятием семантико-перцептивных универсалий, выявленных в экспериментальных исследованиях Е.Ю.Артемьевой.

Страницы: 1 2


"Кризис среднего возраста" в современной психологии
Отцом "новой болезни" принято считать канадского психоаналитика Элиота Жака (Еlliot Jaques), который в 1965 году в "Международном журнале Психоанализа" опубликовал статью под оптимистическим названием "Death and the mid-life crisis" ("Смерть и кризис середины жизни"). Изучив множество личных биогр ...

Развитие процесса
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен про ...

Понятие конфликта в психологической науке
Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей. Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале ХХ в. в недр ...

Категории