Виды неправильного воспитанияСтраница 1
Неправильное воспитание при акцентуациях характера способствует возникновению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психопатического развития. Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды неправильного воспитания, какими они предстают перед психиатром, были описаны Н. И. Озерецким (1932), Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербиковым (1971). Нами (Личко А. Е., 1977, 1983) было подчеркнуто значение следующих видов.
Гипопротекция.
В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное — истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же в наши дни в условиях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются полностью предоставленными самим себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношений его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни.
Доминирующая гиперпротекция.
Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и всегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отвечать. У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еше в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт против «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», то есть в асоциальную уличную компанию.
На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациями доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие — усиливает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, то есть в старшем подростковом и послеподростковом возрасте.
Потворствующая гиперпротекция.
В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле/сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
Личность детей индиго, их характер, мировоззрение
Говорят, истина проходит три стадии: сначала над ней смеются, потом жёстко отрицают, и, наконец, с ней соглашаются. В данном случае факт остаётся фактом – дети индиго действительно существуют. И с этим тяжело не согласится.
Нельзя сказать, что эти дети внешне как-то заметно отличаются от других. Антропометрические показатели в пределах ...
Диагностика в организационном консультировании
Организационная диагностика - сбор и анализ информации об организации, целях ее деятельности и развития, организационной структуре, стиле руководства, индивидуальных и групповых нормах поведения, ценностях, установках, типах взаимоотношений и взаимодействий ее членов и т.д. Уровни диагностики: личность, группа, межличностные отношения, ...
Истероидный тип
Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие - только не перспектива остаться незамеченным ("жаждущие пов ...