Психологическое различие между поламиСтраница 1
«Существует ли психологическое различие между полами»?
На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?
3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?
В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.
Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина – это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.
В доказательство хочу привести анекдот:
«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»
Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения , что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.
Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.
Влиние общения на психическое развитие ребенка
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психологического развития. Посредством общения взрослы ...
Анализ и интерпретация полученных результатов
Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы.
Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников
Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (ког ...
Навязчивые воспоминания после травматического события
Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели ...