Материалы » Психофизиология » Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека

Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека
Страница 1

Психофизиологическое направление в психологии рассматривает движения человека в терминах рефлекторных актов, последовательно описывае­мых движение в виде комплекса рефлексов. С позиций данного направления движение существует в форме двигательного комплекса (навыка). Понятие «на­вык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с условиями его прове­дения. Рефлекс является единицей анализа двигательных, моторных актов чело­века. Для Вундта В. движение становится «бессознательным умозаключени­ем», К.Д.Ушинский считает его «полурефлексом» (результатом воспита­ния), П.Ф.Лесгафт определяет человеческое движение «сознательной физи­ческой работой».

«Представители позитивистского направления, начиная с О.Конта, рас­сматривали движения человека в контексте его практической деятельности. Раз­вивая этот подход, А.Шопенгауэр рассматривал волюнтаризм поведения человека с опорой на природные свойства организма, которые «провоцируют» определенное поведение человека. Систематического изучения движений чело­века в психологическом плане представители данного направления не проводи­ли. Позитивистский подход в психологии движений вносит в систему знаний о движениях человека новые термины: «схема тела», «внутренняя среда» организ­ма, «гомеостазис», понятие «идеомоторный акт», понятие «отражение» и «реаль­ное действие», ощущения движений, «психическое устройство» организма, «пси­хическое действие» и «моторная установка», «установка сознания на сравнение образца с эталоном» тяжести, «преднастройка на двигательный опыт». В этих терминах отражались поиски психологов объяснить содержание рефлексии движений в сознании человека. Поиски позитивистов строились преимущественно на описании внешней картины движений, из кото­рой выводились перечисленные преднастроечные, предвосхищающие, устано­вочные, внутренние умозрительные схемы».

«Функциональный подход рассматривает движения человека как составную часть какой-либо функции организма. Движение утверждалось завершающей частью психического акта, как результирующую часть любой функции». Основа­тель функционализма У.Джеймс предложил категорию «действие» в каче­стве психологической категории; внес новое, более полное содержание в понятие «идеомоторный акт», посредством которого он описал механизм работы тела человека как «машины тела» с управляющей функцией мозга; ввел понятие «адаптивного двигательного акта», подчеркивая инструменталъность движений в приспособлении организма к условиям среды. К сожалению, эти понятия только обозначены. Несмотря на механистичность взглядов У.Джеймса, его отношение к проблемам действия человека вооружает нас исходными знаниями о единице деятельности человека — действии.

Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привносится психологическое явление — мотивация в виде «стимула». Основатели бихевиоризма Дж. Б.Уотсон и Э.Торндайк вводят новые понятия: «стимул — реакция», «про­блемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая научения», «закон упражне­ния», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепле­ние)». Эти термины равнозначно применялись Э.Торндайком к анализу движе­ний, как животных, так и человека. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений путем проб и ошибок. Движение описывается как моторный акт, как исполнительная реакция.

В гештальт-психологии движения человека рассматриваются в «поле вос­приятия». В.Келер, К.Коффка, опираясь на представления о цело­стных образах движения, выдвинули принцип «единства сенсомоторного поля», где движение строится по линии образования «перцептивных структур», которые в свою очередь становятся результатом «непосредственного усмотрения», «озарения» субъектом отношений частей воспринимаемой ситуации. При этом К. Левин считал, что наличные потребности и воля человека создают соответствую­щую напряженность и динамичность этих перцептивных подвижных структур. Движения приобретают, по мнению К.Левина, импульсивность и управляемость только в «психологическом поле», в «динамическом поле» восприятия.

Своеобразное отношение к движениям демонстрирует психоанализ. Основа­телем психоанализа 3.Фрейдом было осуществлено описание механизмов моти­вации поведения человека. Психоаналитиками впервые показаны пути реабили­тации любых негативных состояний человека путем восстановления случавшихся ранее ситуаций. Воспроизведение сходных ситуаций обозначено ими как анализ настоящего через глубинное прошлое человека. Эго прошлое существует, по их мнению, в бессознательном. Иерархическое построение глубинных состояний человека предложено ими в модели ЭГО. Эти исследования породили множество различных направлений в психологии. Они принадлежат психологам, последова­телям З.Фрейда — К.Юнгу, А.Адлеру, Э.Фромму, К.Хорни, А.Фрейд, Э.Эриксону и др. Так, на основе психоанализа была разработана методика релаксации (Шульц В., 1929), успешно применяемая в практике спорта.

Страницы: 1 2 3 4 5


Картина мира, ее составляющие и «детское общественное мнение»
Образ (картина) мира являет собой систему значений как обобщенную форму общественно-исторического опыта и форм человеческих отношений. Центральным в образе мира ребенка является визуальная картина мира, представляющая собой систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена и в той или иной степени архетипи ...

Психологические составляющие политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему "стимул-реакция" пр ...

Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или наме ...

Категории