Заключение

"Психологическое искусство" Достоевского прославлено во всем мире. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: он проникает в психологию социальную - семейную, общественную, народную. Величайшие его прозрения относятся к душе народа, к метапсихическому "всеединству" человечества".

Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы . Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию. У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.

Предпринимались попытки объяснить поведение его персонажей с точки зрения разных психологических школ, в частности социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа.

С точки зрения социальной психологии в произведениях Достоевского мы имеем дело с ярко выраженной аномией - отклоняющимся поведением, выражающим собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения.

Результаты многих исследований по изучению эмоции гнева позволяют заключить, что гнев часто активируется одновременно с эмоциями отвращения и презрения. Если попросить человека представить какую-нибудь ситуацию, которая могла бы разозлить его, и затем попросить его описать свои чувства, то он наверняка назовет такие чувства, как гнев, презрение и отвращение.

Враждебность, испытываемая. человеком по отношению к самому себе, является существенным аспектом депрессивной симптоматики. Данная триада враждебности, по-видимому, фигурирует и в некоторых типах агрессии. Ситуации, часто воспринимаемые людьми как ситуации, провоцирующие гнев, на самом деле могут провоцировать также эмоции отвращения и презрения. Человек может испытывать эти враждебные чувства как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. Несмотря на то что эти эмоции часто активируются одновременно, каждая из них имеет свои отличительные особенности и вносит нечто свое в мышление и поведение человека.

Таким образом, чувства

- особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, практической и познавательной деятельности человека. Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.

Сфера чувств очень сложна для изучения, т.к в ней гораздо более, чем в познавательной сфере выражено субъективное начало.

Свойства чувств характеризуются качественной определенностью, интенсивностью и длительностью, полярностью, активностью, сложностью, гармоничностью.

Особая ценность чувств для личности связана с их побудительной функцией. Научно несостоятельны и ущербны крайности: и отрицания радостей жизни (аскетизм), и абсолютизация роли наслаждения в жизни (гедонизм).

Чувства всегда подразумевают определенную внутреннюю работу по преобразованию психологического мира человека.

Созидающие, жизнеутверждающие, высоконравственные чувства личности - это не только нравственная основа подлинно человеческого образа жизни, но и важнейшие слагаемые психического и физического здоровья каждого из членов общества, залог его высокой жизненной устойчивости и подлинного, бескомпромиссного счастья.


Практическое применение игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Варианты игр
В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки. С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. · «Готовим обед для кукол» Цель:учить ра ...

Свободное ведение дискуссии
Основные характеристики:• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно тольк ...

Психастенический тип
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами". Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии - боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь ...

Категории