Теория З. Фрейда
Страница 4

Второй этап, который длится до начала полового созрева­ния, называется либидо-субъект

и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис­сизма,

считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис­пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз­ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре­деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует аналь­ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко­стью, аккуратностью и бережливостью.

С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста­дию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные от­личия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи­нают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет на­пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует роди­теля противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созре­вания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

Третий этап начинается в подростковом возрасте и назы­вается, как и первый, либидо-объект,

так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста­дию также называют генитальной,

так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, по­лученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являют­ся причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толь­ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи­ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна­ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо­бица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо­да за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем стал очень популярным.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Имен­но для объяснения действия этого метода и были созданы осталь­ные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую­щее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятст­венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим­волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдения­ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка­тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздо­ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва­на директивной, в отличие от той, которая основана на равноправ­ном отношении пациента и врача.

Страницы: 1 2 3 4 5


Причины выдвижения лидера и источники его власти
Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный. Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образом проявляет себя в повседневной жизни нефор ...

Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Внутренние мотивы: 1) Познавательны ...

Конструктивные функции конфликта
Все конструктивные (как впрочем, и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить на: общие функции конфликта — имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного на ...

Категории