Материалы » Периодизация психического развития детей » Характеристика возрастной периодизации

Характеристика возрастной периодизации
Страница 2

Период конца детства ( 8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека [4]

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого « .происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка».Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.

Считается, что самой главной задачей является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребенок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребенка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства - дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя).

Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все эти навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени («это уже знаю», «это изучу», «этого не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени

Произвольность поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребенка со взрослым как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений.

Подростковый возраст (13-17лет ) - один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Наряду со стремлением ко взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (<я в обществе>). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя. Происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

Юность (18-22 года), границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях.

Страницы: 1 2 3


Герои Достоевского в зеркале гуманистической психологии
Человек может испытывать разного рода чувства - моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные. Они могут стать сигналом, побудителем какого-либо действия. На протяжении многих веков вся художественная литература основывается на человеческих чувствах и на их отношении к испытываемым чувствам. Это вечное ...

Клиническая феноменология депрессии
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение)— психическое расстройство, которое характеризуется патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего. Депрессивное изменение настроения наряду с искажением когнитивных процесс ...

Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки
Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать. Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущен ...

Категории