Материалы » Коррекционная педагогика при задержке в психическом развитии » Основные направления специальной психологии

Основные направления специальной психологии

Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдаются тенденции к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене психолого-педагогическими терминами. Например, вместо "психология умственно отсталых" и "олигофренопсихология" употребляются термины "психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии", "психология детей с недоразвитием познавательной сферы" и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкой психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, со сложными недостатками развития.

Все чаще в образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально-психологической адаптации и обучения вследствие тяжелых соматических заболеваний (болезней крови, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердца, различных видов аллергий и др.), а также в связи с последствиями тяжелых эмоциональных переживаний (посттравматическими стрессовыми расстройствами - ПТСР), превышающих по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка (дети - свидетели или жертвы насилия, внезапная потеря близких или разлука с ними, смена привычной культурно-исторической и языковой среды и др.).

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа, а также учащиеся общеобразовательных школ.


Память.
ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различа ...

Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и кризис семи лет
Кризис семи лет это тот критический период, который требует смены социальной ситуации, его связывают с началом обучения ребенка в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы личности, формируется устойчивая иерархия мотивов (феномен горькой конфеты). Появляется желание занять новое положение в обществе и выполнять общественно по ...

Массовая психология политического поведения
Массовая политическая психология, в общем виде, представляет собой единство массового политического сознания (включающего не только собственно "сознательные", но и бессознательные, иррациональные, эмоциональные компоненты) и массового политического поведения, детерминированного данным массовым политическим сознанием[5]. Массо ...

Категории