Материалы » Жестокость и пагубные пристрастия с позиций психологии » Содержание и структура представления об алкоголизме

Содержание и структура представления об алкоголизме

Составляющими зоны ядра представления об алкоголизме стали 6 понятий: болезнь, водка, спиртное, похмелье, печень, нищета. В число элементов периферической системы входят: грязь, слабый характер, головная боль, зависимость, бомж, проблемы в семье, деградация, смерть, запой, неадекватность, проблемы, страх, цирроз печени, безысходность, безработица. Эти понятия составляют 45% от высказанных ассоциаций.

В зоне ядра представления об алкоголизме присутствует понятие болезнь, при этом понятие зависимость – основная характеристика этой болезни, - не входит в зону ядра представления и находится в периферической системе. Это указывает на некоторую противоречивость в представлениях об алкоголизме и позволяет нам предположить, что, возможно, алкоголизм как болезнь не имеет четких критериев для определения.

В зоне ядра представления с понятием болезнь соотносятся: похмелье – симптом; печень - орган, часто поражаемый при алкоголизме (в периферической системе цирроз печени как пример), а в периферической системе: головная боль - последствие интоксикации организма алкоголем, смерть как долгосрочное последствие алкоголизма, запой -поведенческий аспект болезни. В зоне ядра содержатся два понятия – спиртное и водка, которые указывают на вещества, неумеренное употребление которых приводит к возникновению алкоголизма.

Еще одно понятие в ядре – нищета – вводит некий социальный контекст в представление об алкоголизме. И с одной стороны может рассматриваться как причина алкоголизма – от нищеты, безысходности и безработицы «пьют горькую», с другой стороны, как последствие алкоголизма: пьющие люди часто обрекают себя на нищету, безработицу, приобретение статуса бомж и появление ощущения безысходности как у себя, так и у окружающих. возможно, ощущение грязи – как физической, сопровождающей проживание на улице или в нищете, так и «моральной», как некое ощущение брезгливости по отношению к опустившемся людям.

В периферической системе указаны слабый характер и неадекватность – личностные характеристики больного, которые могут провоцировать возникновение заболевания. В качестве последствий алкоголизма указаны проблемы в семье и просто проблемы. Понятие, касающееся эмоциональных аспектов алкоголизма, только одно - страх в собственно периферической системе: возможно, имеется ввиду страх окружающих, который они испытывают находясь рядом с алкоголиком.

1. Алкоголизм представляется как болезнь, т.е. не зависящее от воли человека состояние, что не подтверждает нашу гипотезу. Однако это не совсем согласуется с данными исследования С.Климовой, в котором большинство опрошенных отметили, что видят причину алкоголизма в самом человеке, обстоятельствах его личной биографии.

2. Алкоголизм – болезнь неблагополучных слоев населения (нищие, деградирующие) и слабых личностей, неспособных справиться с проблемами. Это может создать иллюзию, что социально успешный человек не может стать алкоголиком, поэтому в профилактических программах, возможно, будет полезно указывать, что алкоголизмом может заболеть любой, независимо от социального положения.

3. В представлении об алкоголизме содержатся преимущественно негативные социальные последствия болезни (безработица, проблемы в семье), которые характеризуют уже запущенную стадию. Акцент не только на последствиях, но и на причинах возникновения алкогольной зависимости, ее признаках и течении может способствовать тому, что люди станут больше внимания уделять рискованному поведению, как своему, так и близких.

4. Необходимо отметить, что среди элементов структуры представления в качестве напитков, ассоциируемых с алкоголизмом, указаны только водка и спиртное в общем, которое скорее ассоциируется с крепкими напитками. Может быть важно в превентивных программах подчеркивать, что некрепкие алкогольные напитки также могут вызывать зависимость.


Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура
Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина. Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается ...

Речь и ее функции
Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция — осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои ...

Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации
Прежде всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как отмечает В.Б. Кашкин, определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.[1] Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX ...

Категории