Материалы » Жестокость и пагубные пристрастия с позиций психологии » Содержание и структура представления об алкоголизме

Содержание и структура представления об алкоголизме

Составляющими зоны ядра представления об алкоголизме стали 6 понятий: болезнь, водка, спиртное, похмелье, печень, нищета. В число элементов периферической системы входят: грязь, слабый характер, головная боль, зависимость, бомж, проблемы в семье, деградация, смерть, запой, неадекватность, проблемы, страх, цирроз печени, безысходность, безработица. Эти понятия составляют 45% от высказанных ассоциаций.

В зоне ядра представления об алкоголизме присутствует понятие болезнь, при этом понятие зависимость – основная характеристика этой болезни, - не входит в зону ядра представления и находится в периферической системе. Это указывает на некоторую противоречивость в представлениях об алкоголизме и позволяет нам предположить, что, возможно, алкоголизм как болезнь не имеет четких критериев для определения.

В зоне ядра представления с понятием болезнь соотносятся: похмелье – симптом; печень - орган, часто поражаемый при алкоголизме (в периферической системе цирроз печени как пример), а в периферической системе: головная боль - последствие интоксикации организма алкоголем, смерть как долгосрочное последствие алкоголизма, запой -поведенческий аспект болезни. В зоне ядра содержатся два понятия – спиртное и водка, которые указывают на вещества, неумеренное употребление которых приводит к возникновению алкоголизма.

Еще одно понятие в ядре – нищета – вводит некий социальный контекст в представление об алкоголизме. И с одной стороны может рассматриваться как причина алкоголизма – от нищеты, безысходности и безработицы «пьют горькую», с другой стороны, как последствие алкоголизма: пьющие люди часто обрекают себя на нищету, безработицу, приобретение статуса бомж и появление ощущения безысходности как у себя, так и у окружающих. возможно, ощущение грязи – как физической, сопровождающей проживание на улице или в нищете, так и «моральной», как некое ощущение брезгливости по отношению к опустившемся людям.

В периферической системе указаны слабый характер и неадекватность – личностные характеристики больного, которые могут провоцировать возникновение заболевания. В качестве последствий алкоголизма указаны проблемы в семье и просто проблемы. Понятие, касающееся эмоциональных аспектов алкоголизма, только одно - страх в собственно периферической системе: возможно, имеется ввиду страх окружающих, который они испытывают находясь рядом с алкоголиком.

1. Алкоголизм представляется как болезнь, т.е. не зависящее от воли человека состояние, что не подтверждает нашу гипотезу. Однако это не совсем согласуется с данными исследования С.Климовой, в котором большинство опрошенных отметили, что видят причину алкоголизма в самом человеке, обстоятельствах его личной биографии.

2. Алкоголизм – болезнь неблагополучных слоев населения (нищие, деградирующие) и слабых личностей, неспособных справиться с проблемами. Это может создать иллюзию, что социально успешный человек не может стать алкоголиком, поэтому в профилактических программах, возможно, будет полезно указывать, что алкоголизмом может заболеть любой, независимо от социального положения.

3. В представлении об алкоголизме содержатся преимущественно негативные социальные последствия болезни (безработица, проблемы в семье), которые характеризуют уже запущенную стадию. Акцент не только на последствиях, но и на причинах возникновения алкогольной зависимости, ее признаках и течении может способствовать тому, что люди станут больше внимания уделять рискованному поведению, как своему, так и близких.

4. Необходимо отметить, что среди элементов структуры представления в качестве напитков, ассоциируемых с алкоголизмом, указаны только водка и спиртное в общем, которое скорее ассоциируется с крепкими напитками. Может быть важно в превентивных программах подчеркивать, что некрепкие алкогольные напитки также могут вызывать зависимость.


Дефицит диалога преподавателей факультета со студентами, как на учебных занятиях, так и в неформальной обстановке.
Несколько фрагментов из ответов студентов: «Главным достоинством обучения в университете - является фундаментальный подход к образованию… Но, с другой стороны, очень много "сухого знания", которые лектор просто сообщает студентам без всякой обратной связи. Хотя мне кажется, что гораздо более полезным было бы обсуждение пробле ...

Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно ск ...

Психологическое сопровождение командообразования в организационном консультировании
Организация состоит из людей, работающих вместе для достижения общей цели. При этом большинство организационных целей требует групповой работы, что делает задачу формирования сплоченных команд чрезвычайно актуальной. Формирование команд возможно не только внутри группы, но и на межгрупповом уровне в том случае, если деятельность групп в ...

Категории