Материалы » Жестокость и пагубные пристрастия с позиций психологии » Содержание и структура представления об алкоголизме

Содержание и структура представления об алкоголизме

Составляющими зоны ядра представления об алкоголизме стали 6 понятий: болезнь, водка, спиртное, похмелье, печень, нищета. В число элементов периферической системы входят: грязь, слабый характер, головная боль, зависимость, бомж, проблемы в семье, деградация, смерть, запой, неадекватность, проблемы, страх, цирроз печени, безысходность, безработица. Эти понятия составляют 45% от высказанных ассоциаций.

В зоне ядра представления об алкоголизме присутствует понятие болезнь, при этом понятие зависимость – основная характеристика этой болезни, - не входит в зону ядра представления и находится в периферической системе. Это указывает на некоторую противоречивость в представлениях об алкоголизме и позволяет нам предположить, что, возможно, алкоголизм как болезнь не имеет четких критериев для определения.

В зоне ядра представления с понятием болезнь соотносятся: похмелье – симптом; печень - орган, часто поражаемый при алкоголизме (в периферической системе цирроз печени как пример), а в периферической системе: головная боль - последствие интоксикации организма алкоголем, смерть как долгосрочное последствие алкоголизма, запой -поведенческий аспект болезни. В зоне ядра содержатся два понятия – спиртное и водка, которые указывают на вещества, неумеренное употребление которых приводит к возникновению алкоголизма.

Еще одно понятие в ядре – нищета – вводит некий социальный контекст в представление об алкоголизме. И с одной стороны может рассматриваться как причина алкоголизма – от нищеты, безысходности и безработицы «пьют горькую», с другой стороны, как последствие алкоголизма: пьющие люди часто обрекают себя на нищету, безработицу, приобретение статуса бомж и появление ощущения безысходности как у себя, так и у окружающих. возможно, ощущение грязи – как физической, сопровождающей проживание на улице или в нищете, так и «моральной», как некое ощущение брезгливости по отношению к опустившемся людям.

В периферической системе указаны слабый характер и неадекватность – личностные характеристики больного, которые могут провоцировать возникновение заболевания. В качестве последствий алкоголизма указаны проблемы в семье и просто проблемы. Понятие, касающееся эмоциональных аспектов алкоголизма, только одно - страх в собственно периферической системе: возможно, имеется ввиду страх окружающих, который они испытывают находясь рядом с алкоголиком.

1. Алкоголизм представляется как болезнь, т.е. не зависящее от воли человека состояние, что не подтверждает нашу гипотезу. Однако это не совсем согласуется с данными исследования С.Климовой, в котором большинство опрошенных отметили, что видят причину алкоголизма в самом человеке, обстоятельствах его личной биографии.

2. Алкоголизм – болезнь неблагополучных слоев населения (нищие, деградирующие) и слабых личностей, неспособных справиться с проблемами. Это может создать иллюзию, что социально успешный человек не может стать алкоголиком, поэтому в профилактических программах, возможно, будет полезно указывать, что алкоголизмом может заболеть любой, независимо от социального положения.

3. В представлении об алкоголизме содержатся преимущественно негативные социальные последствия болезни (безработица, проблемы в семье), которые характеризуют уже запущенную стадию. Акцент не только на последствиях, но и на причинах возникновения алкогольной зависимости, ее признаках и течении может способствовать тому, что люди станут больше внимания уделять рискованному поведению, как своему, так и близких.

4. Необходимо отметить, что среди элементов структуры представления в качестве напитков, ассоциируемых с алкоголизмом, указаны только водка и спиртное в общем, которое скорее ассоциируется с крепкими напитками. Может быть важно в превентивных программах подчеркивать, что некрепкие алкогольные напитки также могут вызывать зависимость.


Исследовательский отчет
Испытуемый: З.Е.К. Пол: женский. Возраст: 30 лет. Профессиональная деятельность: педагог. По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти – ...

Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта
Тема:«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» «Чистота - та же красота» Цели: Обучающая: Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Развивающая: Развивать основы социального взаимодействия. Воспитательная: Воспитывать культуру дружеских отношений ...

Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты: «Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучен ...

Категории