Личностно-ориентированная модель взаимодейтсвия взрослого с ребенком

· Ее характерные черты:

Цель общения:

обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность.

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. Для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого – разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности. Формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения:

понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения

: сотрудничество; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Взрослый придерживается принципа «вместе».

Я.Л. Коломинский отвечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Именно ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (провести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

Наше дошкольное учреждение работает по программе «Развитие», автор Л.А. Венгер и др. Она основана на современных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Предусматривает создание в детском саду условий, обеспечивающих ребенку психологический комфорт и его всестороннее развитие, ориентация на личность ребенка, отказ от жестокой регламентации в работе воспитателя.

Наличие всех вышеперечисленных проблем, связанных с некомпетентностью воспитателей и родителей по поводу неумения правильно организовывать общение с детьми, приводит к тому, что у детей появляются негативные эмоциональные состояния, такие как: агрессивность и конфликтность.


Когнитивная психология Р.Л.Солсо. Установка и решение задач
Решение задач - это мышление, направленное на решение конкретной задачи и включающее формирование ответных реакций, а также выбор из возможных реакций. На связь успешности решения задачи и установки Солсо выходит с помощью концепции функциональной закрепленности Карла Дункера. Концепция функциональной закрепленности была разработан ...

Изучение особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка
Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей. Исследование было проведено на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательна ...

Как любящий родитель заботится о ребенке
Любящий родитель заботится о ребенке Ребенок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нем есть необходимейшее условие его выживания. С помощью взрослого ребенок учится и ходить, и говорить, и думать, и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимод ...

Категории