Материалы » Психологическая сущность экстремизма » Представления студентов об экстремизме

Представления студентов об экстремизме

Проблема экстремизма и радикальных методов ведения политической борьбы существует примерно столько же, сколько и человеческие цивилизации. У любого народа, в любую историческую эпоху мы можем легко найти проявления того, что сейчас принято называть экстремизмом. Сегодня «лики экстремизма» более чем разнообразны, а социальная острота данного явления неуклонно нарастает.

Но, не смотря на достаточно развернутую историю, его научная рефлексия, особенно в том, что касается психологических и социально-психологических аспектов экстремизма, еще только начинается. Между тем, любые политические или социальные попытки преодоления угрозы экстремизма очевидно должны исходить из знания о том, каков его образ в глазах простых граждан, как они его представляют, что знают о н.м и какие эмоции он вызывает. Сухие сводки новостей, по сути, являются единственным общедоступным источником информации, в то время как пропаганда партий экстремистской направленности легко может создать романтический образ борца за «светлое будущее», пополнив тем самым свои ряды и число сочувствующих, - ведь быстрые и радикальные способы решения общественных проблем могут увлечь за собой многих, особенно молодых.

С социально-психологической точки зрения важной проблемой является именно субъективная представленность экстремизма в массовом сознании. Наше эмпирическое исследование было посвящено анализу представлений об экстремизме в молодежной среде и на данном этапе носило поисковый характер. В качестве основной методики исследования использовалась методика П. Вержеса, традиционно применяющаяся при анализе социальных представлений. Полученный массив ассоциаций обрабатывался методом контент-анализа. Респондентами выступили студенты 2-го – 3-го курсов РГГУ (всего 112 человек). Были получены следующие результаты.

По всему массиву данных преобладают слова-ассоциации, связанные с терроризмом, войной и политикой, составляющие 27% всех ответов. Второй по выраженности является категория, отражающая эмоции, чувства и эмоционально окрашенные оценки, составляя 23% от всех ответов, при этом оценочные суждения встречаются в 2 раза чаще, чем собственно индивидуальные чувства и эмоции. Интересно при этом, что с точки зрения «знака» переживаний, ассоциативно связанных с понятием экстремизма, в равной степени присутствуют как негативные, так и нейтрально/позитивные переживания. Ассоциации, связанные с обстоятельствами экстремистских действий (место действия, атрибуты) и упоминания субъектов экстремизма (как групповых, так и индивидуальных, как персонифицированных, так и неперсонифицированных) оказались представлены примерно в равных долях (12% и 11%). Обращает на себя внимание тот факт, что 13% всех полученных ассоциаций свидетельствовали о непонимании и/или путанице в понятиях у респондентов - экстремизм ошибочно принимали за экстремальные виды спорта, специфический образ жизни и приравнивали к «экстриму».

Анализ по рангам показал следующее. Первый ранг в равных долях (по 14%) имели категории «терроризм» и «экстрим», отсутствовали позитивные чувства и оценки, а негативные чувства и оценки составляли 12%. Примерно в равных долях, по 11% и 9%, присутствовали характеристики социальных отношений (указания на политические идеологии – например, расизм, фашизм, мусульманский экстремизм; указания на социальные конфликты – например, война, террор, геноцид), и межличностных отношений (например: насилие, нетерпимость, несогласие и т.д.), а выраженность категории «обстоятельства» составляла 10%. На последних рангах: преобладало упоминание «обстоятельств» – 23%. Также в равных долях были представлены негативные и нейтральные чувства и оценки (по 14%). Характеристики социальных отношений были в 2 раза менее выражены, чем характеристики межличностных отношений (7% против 14%), а ассоциации, свидетельствующие о непонимании респондентами понятия экстремизм, отсутствовали.

Согласно методике П. Вержеса мы можем вычленить из полученных ассоциаций подобие «ядра» социальных представлений, куда входят высокочастотные и перворанговые ассоциации, а также «периферию» - низкочастотные и низкоранговые ассоциации, данные респондентами. Полученное «ядро» составили ассоциации связанные с войной, терроризмом и политикой и эмоциональные переживания с ними связанные, «периферию» же составили ассоциации, указывающие на различных субъектов экстремизма, а также на его обстоятельства и атрибуты.

Представляется, что, несмотря на небольшие выборку и методическую оснащенность исследования, можно уже сделать некоторые выводы. В сознании молодых экстремизм напрямую связывается с войной и терроризмом, но одновременно эмоции и ценностные суждения, ему сопутствующие, отличаются достаточной противоречивостью. Это может быть связано как с характером оценок, даваемых экстремизму современными СМИ, так и с политической пассивностью наших респондентов. В то же время тот факт, что ни одна из выделенных категорий контент-анализа не составляет абсолютного большинства, можно интерпретировать как отсутствие сложившегося «ядра» социальных представлений об экстремизме. Хотя информации об экстремизме во всех его проявлениях в средствах массовой информации сегодня более чем достаточно, а экстремизм и терроризм, как одна из его разновидностей, повсеместно позиционируются политиками как одна из глобальных проблем человечества, представления о н.м в массовом сознании еще далеки от сформированности. Соответственно, их еще. вполне можно изменить, манипулятивно направив в то или иное русло, - например, придав посредством СМИ экстремизму позитивный, романтический образ борьбы, «вызова» повседневности, возможности испытать себя. Опасность подобной манипуляции подкрепляется тесной ассоциативной «связкой» в сознании молодежи понятий экстремизма и экстрима.


Приложение 2
Ориентировочная анкета Ф.И.О. Должность ИНСТРУКЦИЯ: Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите в кружок. ...

Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе
Первоначально родительские особи не имеют специального поведения, обеспечивающего сохранение и поддержание условий развития для оплодотворенных яйцеклеток и развивающегося потомства. Выделение полового материала (или размножение делением у одноклеточных) происходит на основе гормональной регуляции, создающий эндогенный фактор инстинктив ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы. Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (ког ...

Категории