Основная часть
Страница 2

Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.

Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития точности.

Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.). Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей личности.

Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития операциональной и мотивационно-потребностной сторон деятельности (Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева и др.).

К операциональным компонентам психологической готовности к профессиональному самоопределению относят всю систему базисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функций, а к личностным - направленность на труд, особенности мотивов и интересов к нему, систему привычек и отношении, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности (Э А. Фарапонова).

Сама готовность к профессиональному самоопределению может рассматриваться в рамках теории установки.

Работа врача необычайна сложна, напряженность труда, протекающего в недостаточно благоприятных условиях. К последним относится режим труда, неблагоприятный микроклимат (высокая температура воздуха в помещении, увлажненность), необходимость выполнять свои обязанности в экстремальных условиях и дефиците времени, постоянно прямрй контакт с больными. При этом бросается в глаза, что среди отрицательных сторон своей профессии очень часто появляются эмоциональные стороны, вызванные душевными переживания за пациентов. Среди профессионально-важных качеств на первое место ставятся компетентность, высокий профессионализм (владение всем арсеналом средств медицинского воздействия), "клиническое мышление", а также выдержанность, хладнокровие, выносливость, умение принимать решения в условиях дефицита времени, гуманное отношение к больным. Также у врача должны преобладать и такие качества как хорошее понятийное мышление, гибкость мышления, аналитичность, коммуникативность, толерантность, уверенность в себе, переключаемость (лабильность), устойчивость к фрустрациям, деловая направленность, активность, доминантность и др.

Материальная заинтересованность имеет большое значение на всем протяжении профессиональной карьеры, однако со временем мотивационно-протребностная сфера начинает обогащаться за счет появления мотивов, связанных с содержанием, процессом труда и его результатами. Особое значение приобретает коллектив, и тот авторитет, которым пользуется в нем работник.

Интерес к процессу труда формируется постепенно, являясь одним из важнейших условий успешной профессиональной адаптации.

Вместе с овладением мастерства профессии происходит перестройка мотивационной сферы, образуются мотивы, связанные с интересом к содержанию труда, процессу деятельности, стремлением поддержания своего трудового авторитета. Отчетливо прослеживается известный механизм "сдвига мотива на цель" (А.Н. Леонтьев). Развитие операционально-технической стороны деятельности приводит к появлению новых мотивов, а они, в свою очередь, "подтягивают" операциональную. Перестройка мотивационного комплекса влечет за собой формирование новых интересов и потребностей, приводит к расширению сферы деятельности субъекта, изменению его реальных и идеальных отношении с действительностью, вводит в новую систему взаимосвязей с людьми, формирует профессиональное самоопределение.

Страницы: 1 2 3


Депривационные ситуации.
Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из ...

Роль и значение сноведений в психической жизни индивида. Физиологические значение сновидений
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром. И не ...

Анна Фрейд
Дочь и преемница знаменитого Фрейда, впоследствии основательница детского психоанализа, родилась в Вене 3 декабря 1895 года и была младшей из шести детей в семье Зигмунда и его жены Марты. "Я появилась на свет лишь благодаря нелюбви моего отца к контрацепции", – признавалась Анна. Он считал, что все существовавшие на тот момен ...

Категории