Материалы » Характеристика направленности личности осужденных » Структура направленности личности осужденных

Структура направленности личности осужденных
Страница 2

Обеспеченность жильем как ценность. В

настоящее время очень сложно купить квартиру и даже получить общежитие. Кроме того, имеются ограничения в регистрации по мотивам судимости в ряде городов (закрытые военные городки, зоны экономического бедствия, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Ценностные ориентации осужденных зависят от их возрастных особенностей. Семейное благополучие считают наибольшим благом все осужденные, кроме лиц в возрасте до 24 лет и старше 60 лет. Интересную работу как ценность отмечают осужденные в возрасте до 24 лет. Средний возраст осужденных, указывающих на образование как ценность, – 26 лет. Заинтересованность в материальной обеспеченности возрастает по мере перехода от младших возрастных групп к старшим. Проблема жилья волнует, как правило, осужденных старшего возраста.

На ценностные ориентации лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенного преступления, число судимостей, вид режима и срок наказания. Ценностные ориентации осужденных отличаются не только по степени интенсивности и действенности, но и по содержанию, внутренней структуре. Важно выяснить то, каким ценностям осужденный отдает предпочтение, что он вкладывает в это понятие.

Исследования, проведенные в 80-х годах, называют и другие ценности, способствующие ресоциализации осужденного (А.Н. Олейник, 2001). К ним относятся:

– свобода (чувствительность к дополнительным ограничениям и запретам); безопасность» на которую влияет стратификация;

– здоровье, которое зависит от особенностей условий отбывания Наказания (переуплотненное размещение, несбалансированное питать-),

общение с близкими и знакомыми. Крайне редкие встречи с ними нарушают родственные и социальные связи, способствуют напряженности отношений, обостряют сексуальный голод;

– потребность в психической разрядке. Отсутствие разнообразного досуга и других естественных форм уменьшения напряжения стимулирует развитие конфликтов;

– духовная (моральная) поддержка. Неудовлетворенная потребность в заинтересованном, сочувствующем собеседнике в связи со специфическим для мест лишения свободы недоверием к окружающим людям (как к другим осужденным, так и к персоналу) является причиной возникновения чувства одиночества и ощущения своей ненужности;

– заинтересованный труд. В условиях лишения свободы используется неквалифицированный малооплачиваемый труд, который усугубляет восприятие его как принудительного, то есть как средства наказания.

Г.Ф. Хохряков и В.П. Голубев (1982) в ходе исследования выявили следующие ценностные ориентации, которые подтвердили тенденции в ранее проведенных исследованиях. Особенности ценностных ориентации связываются с влиянием их на поведение осужденных:

1) свобода;

2) прошлая и будущая жизнь, то есть жизнь до отбывания наказания в местах лишения свободы и предполагаемая жизнь после выхода на свободу;

3) «Я», то есть собственная личность, и «другие»;

4) справедливость;

5) семья, жена (девушка, невеста);

6) друзья;

7) труд, профессия, учеба;

8) начальство;

9) режим как условие отбывания наказания;

10) материальные блага.

Сравнение ценностных ориентации осужденных в 70-е и 90-е годы показало, что изменилась их структура. Стал также иным их ранг:

1) здоровье;

2) общение с друзьями;

3) материальное благополучие;

4) семья;

5) самостоятельность, независимость;

6) образование;

7) спокойная неутомительная работа;

8) развлечения и удовольствия;

9) реализация своего творческого, физического потенциала, способностей;

10) религия;

11) высокое общественное и материальное положение.

Однако способы достижения материального благополучия, самостоятельности и независимости, высокого общественного положения по-прежнему имеют противоправный характер.

По данным исследований, проведенных под нашим руководством, в последние годы треть осужденных в качестве ценности называют материальное благополучие; другая треть – физическую силу для подавления других и добывания необходимых для себя средств; каждый пятый семью и рейтинг среди осужденных в исправительном учреждении; каждый 10-й – жилье. Снижается рейтинг учебы, работы, религии.

Что касается жизненных планов осужденных после освобождения, то большинство из них в будущем собираются создать семью (ранг 1); хотят устроиться в производственной сфере (ранг 2); намерены уехать за границу (ранг 3); желают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ранг 4); хотят посвятить себя предпринимательской деятельности (ранг 5); не намерены работать (ранг 6).

Выделяются группы осужденных с близкими, средними и дальними жизненными планами, ориентированные на современные или традиционные социально-экономические условия. Жизненные планы определяют поведение осужденных в колонии и степень готовности их к жизни в условиях рыночной экономики. Исследование показало, что лишь каждый 6–7-й из осужденных молодежного возраста ориентируется на реализацию дальних жизненных планов, находясь в исправительном учреждении (А.В. Наприс, 1997). Эту психологическую закономерность можно объяснить феноменом «ломки дальних жизненных планов» (А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, 1975), когда ценности могут утратить свое мотивационное значение при длительном лишении возможности их реализовать.

Страницы: 1 2 


Творчество как процесс творческого мышления
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точ ...

Волевая готовность к школе
Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого. Д.Б. Элькониным ...

Интенциональная и лингвистическая специфика дискурса группы (на примере субкультуры туристов)
Теоретическую основу исследования составило представление об интенциональном пространстве дискурса как совокупности иерархически организованных интенций, присущих данной сфере коммуникации и определяющих ее особенности. В исследовании приняло участие 31 человек, имеющий различный опыт взаимодействия в группе туристов. В общей сложности ...

Категории