Материалы » Становление одаренной личности » Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности

Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности

Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Целью работы является анализ психологической грамотности как фактора становления психологической культуры личности на теоретическом и экспериментальном уровне.

В свете современных постклассических тенденций в области методологии науки особенно перспективным нам видится семиотическое описание психологической грамотности, представляющее данный феномен в качестве ментальной знаковой системы, системы психологических знаний, умений, навыков личности в области психологического познания и интерпретации мира дискурса и/или его объектов. Критериями измерения психологической грамотности в данном понимании являются, прежде всего, перцептивные, аналитические, прогностические умения в области познания и интерпретаций явлений психического порядка.

В своей работе мы попытались выполнить как диагностический, так и исследовательский подход к эмпирической оценке фактора психологической грамотности в диагностике психологической культуры личности. Для проведения исследования были привлечены студенты женского пола 3-го (N = 26 человек), 4-го курса (N = 24 человека) АлтГУ Факультета Психологии и Философии, специальности «Психология» и «Клиническая Психология», возраст – 19-21 год. В качестве критериального диагностического инструмента использован тест «Психологическая грамотность» Л.С. Колмогоровой, который нацелен на диагностику различных типов психологических знаний, умений, навыков личности.

В задачи исследования входило:

1. Показать достоверное изменение (приращение) психологической грамотности личности с обучением на факультете психологии и философии АлтГУ.

2. Определить содержательную специфику фактора психологической грамотности личности студентов-психологов на разных этапах обучения.

3. Раскрыть особенности влияния фактора психологической грамотности личности на становление психологической культуры студентов-психологов на разных этапах обучения

Экспериментальные гипотезы включали 2 утверждения:

1. Содержательная валидность фактора психологической грамотности включает различные компоненты, по разному проявляющихся на разных этапах обучения.

2. Развитие психологической грамотности у студентов-психологов отражается на изменении соответствующих характеристик личностного профиля на разных этапах обучения.

Обе гипотезы нашли свое подтверждение в исследовании.

Попарное сравнение средних значений показателей психологической грамотности между массивами (студенты 3-го и 4-го курса) по суммарному баллу выявило статистически достоверные различии, равно как и исследование суммарного тестового балла в лонгитюде внутри одного массива (р = 0,05).


Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multidimensional scaling) позволяет получить n-мерное субъективное пространство, в котором размещено иссл ...

Теория социального научения
Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в пон ...

Соотношение объекта и предмета исследования
Понятие объекта исследования. В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект ...

Категории